Navigation bar
  Print document Start Previous page
 357 of 640 
Next page End  

(ощущения)», то речь идет о «восприятии чего-то, что находится ниже порога восприятия», т. е. о
«восприятии невоспринимаемого». По его мнению, «подпороговое» надо относить не к восприятию, а к
влиянию субъективно невоспринимаемого стимула на поведение. При редактировании прежнего
варианта статьи мы придерживались такой интерпретации этого термина, которая предполагает
различение 2 уровней восприятия (и ощущения): осознанного и неосознанного (подсознательного).
Однако с этой т. зр. следует признать явно малоудачной связку терминов «сенсорный и субсенсорный
уровни чувствительности». (Б. М.)
ПОДРАЖАНИЕ (англ. imitation)
— воспроизведение одним субъектом движений, действий,
поведения др. субъекта. Син. имитация, мимезис. П. — один из путей усвоения общественного опыта.
Особенно большое значение имеет на ранних этапах онтогенеза. (Имеются экспериментальные данные
о существовании безусловнорефлекторной мимической и вокальной имитации у новорожденных. —
Ред.).
Ребенок раннего и дошкольного возраста усваивает по П. предметные действия, навыки
самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью. Усвоение по П. предметных действий,
навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики.
В
противном случае П. превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер П.
встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии П. ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к
нарушениям психического развития в целом.
П. может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное П. используется как один
из ведущих методов в обучении детей раннего и дошкольного возраста.
Оно совершенствуется с
возрастом в процессе обучения детей. П. играет существенную роль в жизни и деятельности человека, в
частности, в овладении им нормами поведения, трудовыми навыками и др. См. Викарное научение,
Моделирование, Модификация поведения.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (англ. teenage period, adolescence)
— период онтогенеза,
переходный между детством и взрослостью. Был выделен в качестве особого периода развития в XIX
в. Син. отрочество. Хронологические границы точно не фиксированы. В зависимости от того,
рассматривается ли как особый этап развития ранний юношеский возраст, П. в. отводится период от 10-
11 до 15 лет или от 11 -12 до 16-17 лет. Иногда целиком относится к числу кризисных возрастов (см.
Кризисы возрастные),
критических периодов онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его
протяженности является дискуссионным.
П. в. характеризуется резкими, качественными изменениями, затрагивающими все стороны
развития. Биологически он относится к предпубертатному и пубертатному периоду, т. е. этапу
полового созревания и непосредственно предшествующему ему времени интенсивного, неравномерного
развития и роста организма. Это определяет неравномерность и значительную индивидуальную
вариативность темпов развития (временные различия у мальчиков и девочек, акселерация и
ретардация), оказывает существенное влияние на психофизиологические особенности, функциональные
состояния подростка (повышенная возбудимость, импульсивность),
вызывает половое влечение (часто
неосознанное) и связанные с этим новые переживания, потребности, интересы.
С фактом полового
созревания связано то, что П. в. является периодом начала ряда психических заболеваний.
Центральным фактором психологического развития П. в., его важнейшим новообразованием
является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции (Л. И. Божович, И. С. Кон,
Э. Эриксон и др.), определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как
объединяющие подростка с др. людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его
уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость
самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности П. в. в самоутверждении
и общении со сверстниками. Последнее рассматривается также как ведущая деятельность в П. в. (Д. Б.
Эльконин).
Согласно др. т. зр., ведущей в этот период является просоциальная деятельность,
определяемая потребностью подростка занять определенное место в жизни общества, оценить самого
себя в системе «я и мое участие в жизни общества» (Д. И. Фельдштейн).
Развитие познавательных процессов в П. в. характеризуется становлением сложных форм
аналитико-синтетической деятельности, переходом к абстрактному, теоретическому мышлению,
развитием гипотетико-дедуктивных форм рассуждения, возможностью строить умозаключения (стадия
формальных операций,
по теории Ж. Пиаже).
Динамический характер этого развития,
несформированность основных структур обусловливает ряд специфически подростковых трудностей,
отражающихся как на учебной деятельности подростка, так и на др. сторонах его жизнедеятельности. В
нравственном развитии с этим связаны, в частности, противоречие между некритическим усвоением
Hosted by uCoz