Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 640 
Next page End  

афазия, алексия, амузия, а также неспособность понимать жесты, мимику и т. п. Син. асемия. (Б. М.)
АСИММЕТРИЯ (ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ) ПОЛУШАРИЙ МОЗГА
см. Межполушарная организация психических процессов.
АСКЕТИЗМ (от греч. askesis упражнение, подвиг) учение об ограничении, воздержании,
подавлении органических потребностей (питание, сон и др.) и чувственных желаний для достижения
нравственного совершенства (трезвость, половое воздержание), а также практическая реализация такого
учения. Как правило, А. не только сводит до минимума удовлетворение естественных потребностей, но
и требует отказа от чувственных удовольствий, которые теоретически м. б. и при минимальном уровне
потребления («мало, но вкусно»). Исторические типы А.: восточный (индийский), античный (напр. у
пифагорейцев), христианский. Православие рассматривает религиозный А. как высший подвиг, а
аскетов именует «подвижниками». Аскетическим образцом объявляется земная жизнь Иисуса Христа.
Религиозный А. выражается в отшельничестве, монашестве, самоистязаниях (напр. ношении вериг),
постничестве, молчальничестве и т. п. А. обязателен для монашествующих. (Б. М.)
АССЕРТИВНОСТЬ (англ. assertiveness)
способность человека уверенно и с достоинством
отстаивать свои права, не попирая при этом прав других. Ассертивным называется прямое, открытое
поведение, не имеющее целью причинить вред др. людям. Разработаны разнообразные специальные
программы социально-психологического тренинга, нацеленные на развитие и упрочение А. Некоторые
из них в большей степени следуют бихевиоральной ориентации, др. — в большей степени
ориентированы на традиции гуманистической психологии,
однако все они в той или иной степени
руководствуются принципом развития способности человека быть твердым, честным и дружелюбным.
Не путать с ассортативностью. (И. А. Мещерякова.)
АССИМИЛЯЦИЯ (от лат. assimilatio
слияние, уподобление, усвоение) — в концепции
развития интеллекта Ж. Пиаже атрибут,
аспект адаптации.
Содержанием А. является усвоение
определенного материала уже существующими схемами поведения, «подтягивание» реального события
к когнитивным структурам индивида. По Пиаже, познавательная А. принципиально не отличается от
биологической. А. неотделима от аккомодации в любом акте адаптации, приспособления. На ранних
стадиях развития любая умственная операция представляет собой компромисс между 2 тенденциями: А.
и аккомодацией. Первичную А. Пиаже называет «деформирующей», поскольку при встрече нового
предмета с существующей схемой его черты искажаются, а схема в результате аккомодации изменяется.
Антагонизм А. и аккомодации порождает необратимость мысли. Когда А. и аккомодация начинают
дополнять друг друга, мышление ребенка меняется. Переход к объективности, реципрокности,
релятивности основывается на
прогрессивном взаимодействии А. и аккомодации. При установлении
гармонии между 2 тенденциями возникает обратимость мысли,
освобождение от эгоцентризма.
Любое логическое противоречие, по Пиаже, — это результат генетически существующего конфликта
между аккомодацией и А., и такая ситуация биологически неизбежна. (Е. В. Филиппова.)
АССОРТАТИВНОСТЬ (англ. assortative mating)
— неслучайность образования супружеских
пар: наличие корреляций по к.-л. признакам между супругами. Еще в 1903 г. Пирсон и Ли обнаружили
положительные корреляции между супругами по таким признакам, как длина тела («рост») и длина рук,
правда, корреляции были равны 0,2. Практически по всем изучавшимся психологическим признакам
также обнаруживается положительная А., т. е. имеет место положительная корреляция между
признаками в супружеской паре. Против. «панмиксия» — случайное (не зависящее от генотипа и
фенотипа особей) образование родительских пар (случайное скрещивание). Не путать с
ассертивностью. (Б. М.)
АССОЦИАНИЗМ, АССОЦИАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ общее название для целого ряда
концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом
функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому объяснению психических
феноменов. В развитии А. можно выделить след. этапы.
1. Предпосылки возникновения А.: выделение ассоциации как объяснительного принципа (О. п.)
для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. э. — нач. XVIII в.).
Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель.
Впоследствии
принцип ассоциации использовался для понимания процессов овладения своими страстями (Р. Декарт),
приобретения опыта (Т. Гоббс),
некоторых особенностей «движения мысли» (Б. Спиноза),
возникновения предрассудков и «ложных идей» (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У
Д. Юма ассоциация становится О. п. всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и
сам термин «ассоциация» (Локк).
2. «Классический А.» (середина XVIII — нач. XIX в.). В этот период возникают законченные
Hosted by uCoz