Navigation bar
  Print document Start Previous page
 362 of 640 
Next page End  

дизонтогенетическая концепции. Согласно последней, П. и. —
это результат нарушения
психосексуального развития и закрепления модифицированных, гипертрофированных, незрелых форм
проявления сексуальности, свойственных детскому и подростковому возрастам.
В этой концепции
выделяются 3 группы П. и.: 1) транзиторные (заместительные) — формируются на фоне правильного
развития сексуальности при невозможности нормальной реализации либидо (в период юношеской
гиперсексуальности, в условиях изоляции, однополых коллективов); исчезают при нормализации
условий для половой жизни; 2) формирующиеся на фоне задержки психосоциального развития
(нарушение коммуникации с лицами против. пола, задержка формирования либидо на платонической и
эротической стадиях); могут длиться годами, но не реализуются (перверсные тенденции) и не приводят
к личностным изменениям; 3) формирующиеся на фоне преждевременного психосексуального развития
— бывают результатом психических расстройств или растления со стороны др. лиц; развиваются при
пониженных порогах возбудимости нервных структур, обеспечивающих эякуляцию и оргазм;
наслоение этапа психосексуальной ориентации на этап становления половой роли ведет к быстрой и
прочной фиксации неадекватных способов реализации либидо; такие П. и. определяют поведение, с
трудом корректируются.
Лечение П. и. должно быть комплексным и длительным. Применяются психотерапия,
гипноз,
медикаменты для подавления либидо (антиандрогены); зарубежные попытки хирургически
воздействовать на мозговые центры были признаны опасными для здоровья и жизни пациента.
Профилактика П. и. заключается в предупреждении ускорения психосексуального развития и
искажения либидо, необходимым условием чего является создание действенных барьеров на пути
растления, совращения детей и подростков, ознакомления их с порнографией. Большое значение имеет
нормализация общения, а также ранняя диагностика и лечение психических заболеваний.
Уголовный кодекс РФ расценивает развратные действия в отношении несовершеннолетнего как
половые преступления и предусматривает уголовную ответственность за совершение с ним или при нем
полового акта, занятие онанизмом или эксгибиционизмом; возбуждение или удовлетворение половой
потребности несовершеннолетнего путем прикосновения к его половым органам, ознакомления с
порнографией. (И. А. М.)
ПОЛЯРНЫХ ПРОФИЛЕЙ МЕТОД — см. Метод полярных профилей.
ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ ОПЕРАТОРА (англ.
interference immunity of human operator)
свойство человека эффективно выполнять заданную производственную программу при наличии помех,
близких по своему характеру к параметрам полезных сигналов.
Понятие П. о. введено в психологию на основании анализа тех видов трудовой деятельности, в
которых поступающая информация может искажаться за счет неточной работы приборов (напр.,
«запаздывания» приборов), где канал связи, по которому проходит речевое общение оператора и
абонента, заполнен посторонними сообщениями — помехами, оказывающими сбивающее действие
(напр., при радиотелефонной связи летчиков с оператором пункта управления).
В исследованиях по П. о. изучается эффект подсказок как помех: опоры на письменный текст
при устном выступлении, подачи радиокоманд и др. сигнализации корригирующего и запрашивающего
характера; при этом создается как бы «двойник» деятельности — 2 текста, одинаковых (близких) по
форме и содержанию, но смещенных во времени. Восприятие полезных сигналов на фоне помех требует
большого нервного напряжения (описаны случаи потери сознания и явлений физиологического
дискомфорта вазомоторного характера). Пробы на П. о., основанные на принципе воспроизведения,
используются в профессиональном отборе. (В. М. Мунипов.)
ПОНИМАНИЕ (англ. understanding, comprehending)
— широкий по значению и сфере
применения термин, не имеющий строго фиксированного содержания и объема. Отметим некоторые
наиболее частые и важные для психологии значения слова «П.».
1. Способность личности осмыслять, постигать содержание, смысл, значение чего-нибудь. В
этом смысле О. Мандельштам дал свои оценки 3 поэтам: «Пастернак — человек понимания. Я —
человек исключительного понимания. Гете — человек всепонимания».
2. Когнитивный процесс постижения содержания, смысла; этот процесс м. б. успешным или
безуспешным, самостоятельным или несамостоятельным, быстрым или медленным, произвольным и
осознанным или же непроизвольным и интуитивным.
3. Продукт процесса П. — само толкование чего-нибудь (текста, поведения, сновидений и т. д.).
В этом смысле возможно правильное и неправильное, глубокое и поверхностное, полное и неполное П.
4. П. как одна из целей познания и обучения.
Как особый процесс и метод познания рассматривал П. основоположник понимающей
Hosted by uCoz