пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях: величине, форме,
относительном расположении объектов, их поступательном и вращательном движении и т. д. П. п.
необходимый элемент познания и всей практической деятельности, особенно профессионально-
технической. Степень обобщенности и схематизации пространственного образа зависит от характера
пространственных свойств отражаемых объектов, задач деятельности, а также от умения человека
воспроизводить пространственные свойства объектов в различной графической форме (в виде рисунка,
чертежа, схемы, символической записи и т. п.).
По содержанию П. п. подразделяются на 1) представления единичных объектов или их
изображений (образ чертежа) и 2) представления, отражающие общие пространственные зависимости
между различными объектами (образ радиотехнической схемы, структурной химической формулы и т.
п.). По способу создания П. п. различаются в зависимости от характера творческой активности
человека, направленной на преобразование ранее полученных образов. Хорошее развитие П. п. это
необходимая предпосылка научно-технической, изобразительно-художественной, спортивной и многих
др. видов деятельности, связанных с конструктивным мышлением и техническим творчеством.
ПРОСТРАНСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ «Я» (англ. space of responsibility of self)
этические представления человека о том, что он должен и чего не должен ни при каких обстоятельствах
делать иное немыслимо для него, пока он тот, кто он есть (C. Benson). Благодаря этому (т. е. исходя
из этических соображений) человек не дает развернуться некоторым своим способностям, хотя сознает,
что мог бы достичь здесь компетентности или мастерства. Понятие П. о. является дополнительным по
отношению к понятию «зона ближайшего развития» (ЗБР), которое отражает развитие компетентности
ребенка под обучающим руководством взрослого, но не рост его ответственности за свои все более
совершенствующиеся действия (ЗБР одинаково хорошо описывает и развивающее обучение ребенка
преподавателем в школе, и его эффективное аморальное обучение взрослыми преступниками на улице
в этом смысле понятие ЗБР не связано с моралью). Но если П. о. обучаемого больше, чем П. о.
обучающего (несмотря на то что компетентность последнего в конкретной предметной области
обучения выше), то аморальное обучение не сможет развернуться (обучение «немыслимому» с
нравственной т. зр. обучаемого). (А. Н. Поддьяков.)
ПРОТАНОПИЯ (англ. protanopia;
от греч. protos
первый + opsis зрение) частичная
(дихроматическая) цветовая слепота, для которой характерны пониженная чувствительность к
длинноволновой части спектра (красному цвету) и ухудшение различения между зелено-голубым и
красным. Для получения желтого цвета путем оптического смешения красного и зеленого протанопам
требуется значительно больше красного цвета, чем трихроматам. Из 3 типов фоторецепторов
(колбочек), которые в норме обеспечивают цветовое зрение,
у протанопов функционируют 2, не
действуют красночувствительные рецепторы. Название мотивировано тем, красный цвет считается
первым в перечне первичных (единичных) цветов (красный, зеленый, синий). Ср.
Дейтеранопия,
Тританопия. (Б. М.)
ПРОТОПАТИЧЕСКАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ (от греч. protos первый + pathos
болезнь) вид кожной чувствительности, изучавшийся в героических опытах на себе англ. неврологом
Генри Хэдом (Head, 1861-1940). П. ч. наблюдается на начальной стадии восстановления кожной
чувствительности (напр., после перерезки нервных волокон), когда прикосновение и давление на
участок кожи, иннервируемый восстанавливающейся частью нерва, либо вообще не вызывают
ощущения (если прикосновение и давление не очень сильны), либо сразу вызывают диффузную
сильную боль. К.-л. ощущения прикосновения и давления, различающиеся по степени, качеству и
локализации, на этой стадии восстановления чувствительности полностью отсутствуют. П. ч.
характеризуется недифференцированностью и близостью к аффективным состояниям. См. Гиперпатия,
Классификации ощущений, Ноцицептивная чувствительность.
ПРОТОТИП см. Теория прототипа.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ (англ. vocational counseling)
метод
психологической помощи людям в выборе и перевыборе профессии, а также планировании
профессиональной карьеры в соответствии с возможностями, которые предоставляет личности
общество, и ее индивидуальными качествами. П. к. составная часть системы профессиональной
ориентации,
проводится с учетом физических и психологических индивидуальных особенностей
консультируемого, его общих и профессиональных интересов, склонностей и способностей,
общей и
специальной подготовки, мед. и психологических требований к работнику данной профессии и
противопоказаний, а также сведений о спросе на рабочую силу, возможности трудоустройства и
обучения по тем или иным профессиям и специальностям. Психологическая П. к. проводится в виде
|