пробующих движений, зондирующих пространство во всех направлениях. Сделав небольшое
(элементарное) движение, живой организм корректирует его, намечая дальнейший путь. На основе
этого движения строится обобщенный образ ситуации в целом, отображающий связь объективных
характеристик реального пространства с характеристиками биомеханики живого организма. Возникнув
в ходе опробующих (поисковых) движений, обобщенный образ рабочего пространства, в свою очередь,
становится важным регулятором построения движений, определяя траекторию, силу и др.
характеристики двигательного акта (см. Психическая регуляция движений).
Основная функция П. заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности
определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих
двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец,
в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося
образа реальности (см. Отражение чувственное).
Поиск и опробование будущих действий человек
осуществляет в плане идеальных образов (см. Идеальное),
которые строятся на основе речевого
общения с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, чувства,
мышление.
Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и
опробованных действий, соответствующих определенным условиям.
Как показали работы Леонтьева, речь в качестве важнейшего элемента П. человека создает
представительство в деятельности одного человека общественно-исторического опыта всего
человеческого рода. За языковыми значениями скрываются выработанные в процессе исторического
развития человеческого общества способы деятельности. В них представлена свернутая в «материи»
языка идеальная форма существования свойств, связей и отношений предметного мира, раскрытых
общественной практикой.
В основе развития человеческой П. лежит овладение индивидом исторически
сформировавшимися общественными потребностями и способностями,
необходимыми ему для
включения в трудовую и общественную жизнь (см. Усвоение).
На начальном этапе психического
развития (в младенческом возрасте)
ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и
определенный навык общения с ними. След. этап развития П. ребенка (ранний возраст)
связан с
овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить
общественно выработанные способы использования простейших предметов (см. Ведущая
деятельность, Деятельность детская).
При этом у ребенка формируются способности к
универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и
способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками
(возникновение у ребенка установки «Я сам»). На след. этапе в процессе игровой деятельности у
ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению
различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к
таким формам культуры,
как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот
период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков
трудовой деятельности. На всех этапах развитие П. человеческого индивида подчиняется закону,
сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется
на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность
индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».
П. во всех формах является, по выражению А. А. Ухтомского,
своеобразным функциональным
органом человека и животных, который строит их поведение и деятельность. На относительно ранних
эволюционных стадиях развития в теле животных выделился специализированный носитель этого
функционального органа н. с. и мозг.
Основу современных представлений о физиологических механизмах психической деятельности
составляют работы И. М. Сеченова, доказавшего, что «все акты сознательной и бессознательной жизни
по способу происхождения суть рефлексы».
Сеченов заложил фундамент учения о высшей нервной
деятельности,
в разработку которого значительный вклад внесли труды И. П. Павлова, В. М.
Бехтерева, Н. Е. Введенского (см. Парабиоз), А. А. Ухтомского и др. физиологов и психологов.
По Павлову, формирование человеческой П. было связано с перестройкой физиологических
механизмов деятельности мозга, заключающейся в возникновении второй сигнальной системы.
В
работах Ухтомского было доказано, что большое значение в реализации функций П. имеет
физиологическая доминанта. П. К. Анохин интерпретировал динамику нервных процессов торможения
и возбуждения в виде сложной иерархической функциональной системы,
ввел представление о
механизме, обеспечивающей целесообразное поведение организмов на основе опережающего
|