физиологический, нейрофизиологический и психологический аспекты П. р. д.
Выделяют различные уровни П. р. д. в соответствии с основными уровнями и формами
психического отражения (см. Построение движений).
В реальной деятельности человека различные
уровни П. р. д. выступают в неразрывном единстве. В зависимости от условий, орудий и предмета
деятельности может наблюдаться лишь относительное доминирование одного из них. В процессе
формирования навыков соотношение между уровнями П. р. д. меняется. Эти изменения лежат в основе
автоматизации движений (см. также Движения произвольные и непроизвольные, Координация
движений).
ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ (англ. psychic states)
широкая психологическая категория,
которая охватывает разные виды интегрированного отражения ситуации (воздействий на субъект как
внутренних, так и внешних стимулов) без отчетливого осознания их предметного содержания (см.
Интенция).
Примерами П. с. могут служить: бодрость, усталость, психическое пресыщение, апатия,
депрессия, эйфория,
отчуждение, утрата чувства реальности (см. Дереализация),
переживание «уже
виденного» (см. Псевдопамять, Узнавание), скука, тревога и т. п. Введение понятия о П. с. в качестве
психологической категории связано с именем Н. Д. Левитова. П. с. так или иначе характеризуют
психику человека, определяют своеобразие разных психических процессов. Восприятие,
напр.,
художественной картины сопровождается определенным эстетическим П. с, которое может перейти в
новое состояние под впечатлением от этой картины уже после ее восприятия. П. с. тесно связаны с
индивидуальными особенностями личности.
Изучение П. с. необходимо при постановке проблем всех основных разделов психологии
общей, педагогической, детской, инженерной, военной, творчества и т. д. Особое место при изучении
П. с. занимает исследование психологии малых групп, объединенных общим трудом и целью (команды
экипажей, рабочие бригады, спортивные группы и т. п.), а также при изучении человека, действующего
в ответственных ситуациях, предстартовые П. с. в спорте, П. с. у участников конкурсных
исполнений, у студентов перед экзаменами, у летчиков в полете, у операторов, несущих дежурства,
требующие особой бдительности. Проведен ряд исследований П. с, возникающих в экстремальных
условиях (напр., стресса), фрустрации.
Изучение П. с. проводится с помощью наблюдения, психофизиологических методов (см. Методы
электрофизиологические), анкетного опроса и тестов. Наибольшее значение имеет экспериментальное
исследование П. с, основанное на принципе воспроизведения ситуации (см. Психологическое
моделирование).
Так, в практике врачебно-летной экспертизы применяется метод проб-нагрузок для
учета реакций человека на действие того или иного фактора полета, воспроизведенный в лаборатории
(перегрузки в полете и на центрифуге; угловые ускорения при укачивании в полете и при
вестибулометрии и пр.). Экспериментальные исследования при моделировании ситуаций требуют: 1)
выделения этих ситуаций и установления соответствующего порядка проведения эксперимента; 2)
непрерывной или поэтапной оценки результатов; 3) оценки динамических показателей, регистрируемых
полиэффекторным методом; 4) наблюдения опытным экспериментатором.
ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ (англ. mental dysontogeny, dysontogenesis)
нарушение
развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития
отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927)
для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального
развития. В. В. Лебединский выделил 6 вариантов Д. п.: 1) недоразвитие; 2) задержанное развитие; 3)
поврежденное развитие; 4) дефицитарное развитие; 5) искаженное развитие и 6) дисгармоничное
развитие.
Примером Д. п. по типу недоразвития является олигофрения (см. Умственная отсталость). Для
Д. п. по типу задержанного развития характерно замедление темпа формирования познавательной и
эмоциональной сфер с их фиксацией на более ранних возрастных этапах. Характерна мозаичность
поражения, при которой наряду с дифицитарными функциями имеются и сохранные. Задержанное
психическое развитие м. б. вызвано генетическими факторами, соматическими, психогенными, а также
органической недостаточностью головного мозга (см. Задержка психического развития).
Поврежденное развитие отличается от задержанного более поздним (после 2-3 лет) патологическим
воздействием на мозг. Пример поврежденного развития положительная деменция. Дефицитарное
развитие связано с недоразвитием или повреждением отдельных анализаторных систем: зрения, слуха,
речи, опорно-двигательного аппарата и рядом соматических заболеваний, приводящих к инвалидизации
(см. Специальная психология).
При искаженном развитии наблюдается сложное сочетание общего недоразвития, задержанного,
|