предмета, и ослабление тактильных образов предметов. А. проявляется либо на 2 руках (чаще при
поражении правого полушария у правшей), либо только на правой руке. Выражается или в неузнавании
отдельных признаков объекта, его текстуры (гладкости, шероховатости, упругости и т. п.), или при
сохранности их опознания в невозможности объединения признаков в единое целое. (Е. Д. Хомская.)
АСТИГМАТИЗМ см. Оптическая система глаза.
АТАКСИЯ см. Астазия.
АТАРАКСИЯ (от греч. ataraktos невозмутимый, спокойный) термин философии Эпикура
(341-270 до н. э.) и его школы, означающий идеальное душевное состояние, которое характеризуется
отсутствием волнения, невозмутимостью, бесстрастием, полным душевным спокойствием
(равновесием). В отличие от стоического идеала (апатия),
А. не исключает умеренных наслаждений и
стремлений к ним; более того, иногда А. в понимании Эпикура трактуют как «постоянное веселое
расположение духа мудреца» (И. Кант). Человек должен стремиться к А. посредством: освобождения
от страха перед богами и смертью; ограничения потребностей; ухода от общественных дел. (Б. М.)
АТАРАКТИКИ (от греч. ataraktos
невозмутимый, спокойный) группа успокаивающих
лекарственных средств (напр., риоксазин, элениум, мепротан). Син. малые транквилизаторы. См.
Психотропные средства.
АТРИБУТ (лат. attributum деньги, выделенные из казны, ассигнования).
1. В философии и логике А. неотъемлемое, существенное, постоянное свойство объекта
(напр., движение А. материи; аккомодация А. интеллектуальной адаптации).
2. В грамматике А. то же, что определение.
АТРИБУТИВНЫЙ (см. атрибут).
1. В логике А. высказывание высказывание о свойствах. В частности, в А. категорическом
высказывании утверждается или отрицается наличие у предметов некоторого свойства (напр., «человек
разумен», «животные не имеют сознания»). См. Атрибуция, Суждение.
2. В грамматике А. определительный, относящийся к определению, употребляющийся в
качестве определения.
АТРИБУЦИЯ (англ. attribution)
в социальной психологии «реальный» когнитивный
процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в
наделении людей качествами, которые не м. б. результатом социальной перцепции, поскольку не
присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются
(приписываются) им. Т. о., А. попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в
условиях дефицита информации путем домысливания. При этом А. отличается от абстрактного
объяснения абстрактного поведения, которое дает профессионал-психолог, и представляет собой те
когнитивные процессы, которые протекают в самой жизни в миллионах человеческих голов и которые
изучаются в когнитивной социальной психологии. По сравнению с исследованиями восприятия
человека человеком в исследованиях А. произошло как бы повышение коэффициента
интеллектуальности изучаемых явлений. Простейшая классификация А. делит их на ситуационные и
диспозиционные, что не совпадает полностью с др. делением: на внешние и внутренние А. (см. Локус
контроля).
Началом теоретического и эмпирического культивирования А. послужили работы Ф. Хайдера
(1958), Е. Джонса и К. Е. Дэвиса (1965), Х. Келли (1967), а уже в конце 1970-х гг. А. входила в трио
наиболее популярных областей социально-психологических исследований (наряду с группами и
аттитюдами). Исторически разработка понятия А. началась с попыток объяснить, как люди объясняют
себе мотивы чужого и своего поведения (атрибуция каузальная), однако вскоре произошло расширение
термина и выход за пределы каузальности. Современное понятие А. охватывает приписывание
различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком
людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их
поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. При этом
сам объект атрибутирования также расширился: им м. б. любой др. человек, сам субъект, группа и
вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем (от лабораторной крысы до президента США).
Фактически под А. понимается как процесс, так и его результат, при этом последний м. б. как
истинным, так и ложным. Харольд Келли (не путать с Келли Дж. А.)
сформулировал нормативно-
описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач. Он
утверждал, и целый ряд исследований это подтвердил, что люди обычно пользуются своим
опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах),
согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и
|