Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 640 
Next page End  

предмета, и ослабление тактильных образов предметов. А. проявляется либо на 2 руках (чаще при
поражении правого полушария у правшей), либо только на правой руке. Выражается или в неузнавании
отдельных признаков объекта, его текстуры (гладкости, шероховатости, упругости и т. п.), или — при
сохранности их опознания — в невозможности объединения признаков в единое целое. (Е. Д. Хомская.)
АСТИГМАТИЗМ см. Оптическая система глаза.
АТАКСИЯ — см. Астазия.
АТАРАКСИЯ (от греч. ataraktos невозмутимый, спокойный) термин философии Эпикура
(341-270 до н. э.) и его школы, означающий идеальное душевное состояние, которое характеризуется
отсутствием волнения, невозмутимостью, бесстрастием, полным душевным спокойствием
(равновесием). В отличие от стоического идеала (апатия),
А. не исключает умеренных наслаждений и
стремлений к ним; более того, иногда А. в понимании Эпикура трактуют как «постоянное веселое
расположение духа мудреца» (И. Кант). Человек должен стремиться к А. посредством: освобождения
от страха перед богами и смертью; ограничения потребностей; ухода от общественных дел. (Б. М.)
АТАРАКТИКИ (от греч. ataraktos
невозмутимый, спокойный) — группа успокаивающих
лекарственных средств (напр., риоксазин, элениум, мепротан). Син. малые транквилизаторы. См.
Психотропные средства.
АТРИБУТ (лат. attributum деньги, выделенные из казны, ассигнования).
1. В философии и логике А. — неотъемлемое, существенное, постоянное свойство объекта
(напр., движение — А. материи; аккомодация — А. интеллектуальной адаптации).
2. В грамматике А. — то же, что определение.
АТРИБУТИВНЫЙ (см. атрибут).
1. В логике А. высказывание — высказывание о свойствах. В частности, в А. категорическом
высказывании утверждается или отрицается наличие у предметов некоторого свойства (напр., «человек
разумен», «животные не имеют сознания»). См. Атрибуция, Суждение.
2. В грамматике А.— определительный, относящийся к определению, употребляющийся в
качестве определения.
АТРИБУЦИЯ (англ. attribution)
в социальной психологии — «реальный» когнитивный
процесс понимания и объяснения поведения др. людей и своего собственного. Суть А. заключается в
наделении людей качествами, которые не м. б. результатом социальной перцепции, поскольку не
присутствуют в явном виде во внешнем, доступном наблюдателю поведении, а атрибутируются
(приписываются) им. Т. о., А. — попытка интерпретировать социальный объект, понять его поведение в
условиях дефицита информации путем домысливания. При этом А. отличается от абстрактного
объяснения абстрактного поведения, которое дает профессионал-психолог, и представляет собой те
когнитивные процессы, которые протекают в самой жизни в миллионах человеческих голов и которые
изучаются в когнитивной социальной психологии. По сравнению с исследованиями восприятия
человека человеком в исследованиях А. произошло как бы повышение коэффициента
интеллектуальности изучаемых явлений. Простейшая классификация А. делит их на ситуационные и
диспозиционные, что не совпадает полностью с др. делением: на внешние и внутренние А. (см. Локус
контроля).
Началом теоретического и эмпирического культивирования А. послужили работы Ф. Хайдера
(1958), Е. Джонса и К. Е. Дэвиса (1965), Х. Келли (1967), а уже в конце 1970-х гг. А. входила в трио
наиболее популярных областей социально-психологических исследований (наряду с группами и
аттитюдами). Исторически разработка понятия А. началась с попыток объяснить, как люди объясняют
себе мотивы чужого и своего поведения (атрибуция каузальная), однако вскоре произошло расширение
термина и выход за пределы каузальности. Современное понятие А. охватывает приписывание
различных психических свойств (личностных характеристик, способностей) наблюдаемых человеком
людей (включая и его самого), умозаключения (часто неосознаваемые) о вероятных причинах их
поведения и прогнозирование вероятности различных действий и их результатов в будущем. При этом
сам объект атрибутирования также расширился: им м. б. любой др. человек, сам субъект, группа и
вообще любой некто, поведение которого мы наблюдаем (от лабораторной крысы до президента США).
Фактически под А. понимается как процесс, так и его результат, при этом последний м. б. как
истинным, так и ложным. Харольд Келли (не путать с Келли Дж. А.)
сформулировал нормативно-
описательные критерии, которые люди обычно используют при решении атрибутивных задач. Он
утверждал, — и целый ряд исследований это подтвердил, — что люди обычно пользуются своим
опытом о различимости поведения (как повел бы себя данный человек в др. обстоятельствах),
согласованности поведения (как тот же человек вел себя в таких же обстоятельствах раньше) и
Hosted by uCoz