определенным движения и б) выражения «намерения» совершить определенные движения
(интенционные действия); напр., животное, припавшее к земле для нападения, может описываться как
«обладающее А. к атаке».
4. В традиционной психологии личности А. рассматривался как некая внутренняя аффективная
ориентация (преднастройка), зависящая прежде всего от прошлого опыта, которая могла бы объяснять
действия личности.
5. В обиход социальных наук термин А. был введен У. Томасом и Ф. Знанецким в их 5-томном
исследовании «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918-1920). Эти авторы понимали А. как
предрасположенность (стремление) личности к определенным групповым ценностям (деньгам, славе,
близким и чужим людям и пр.), детерминирующим социально принятые формы поведения (см.
Ценностные ориентации).
6. В социальной психологии А. предрасположенность (склонность)
субъекта к совершению
определенного социального поведения; при этом предполагается, что А. имеет сложную структуру и
включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как
итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом. Однако
использование термина во многом зависит от теоретического уклона автора (еще в 1935 г. Г. Оллпорт
насчитал 17 дефиниций А.). Следует заметить, что многие понятия и дефиниции, использующие
определение «социальный» (напр., социальные нормы, социальные стереотипы или социальные роли)
отличаются высокой неоднозначностью. Иногда А. понимается как устойчивое
эмоционально
насыщенное представление (мнение) о чем-либо, что близко к пониманию комплекса,
которое
предложил К. Юнг. Принципиальное отличие состоит в том, что в качестве представления в А. обычно
выступает стереотип (обобщенное представление), а эмоциональной составляющей является
обобщенное чувство.
Принято выделять 4 потенциальные функции А.: 1) социально приспособительную
(утилитарную, адаптивную, инструментальную): мы действуем в соответствии с определенными А.,
потому что в данной среде нам это выгодно, приносит пользу; 2) когнитивную: А. упрощают нашу
ориентацию в мире, позволяют легко категоризировать и оценивать происходящие события; 3)
выражения (экспрессивно-оценочную): проявляясь в мнениях и поведении, А. способствует
самовыражению личности; 4) психологической защиты: А. предохраняют личность от внутренних
конфликтов, поддерживают самооценку.
В 1942 г. М. Смит разработал т. н. 3-компонентную структуру А., выделив: а) когнитивный
(осознание объекта А., выражаемое обычно в убеждении или мнении, нередко основанном на
социальном стереотипе); б) аффективный (эмоциональная оценка объекта А., переживание симпатии
или антипатии к нему, что тоже м. б. продиктовано стереотипом); в) поведенческий (конативный,
отражающий диспозицию к действию) компоненты. Многими эмпирическими исследованиями
обнаружена возможность рассогласования как между отдельными компонентами А., так и между А. и
реальным поведением. Так, Ричард Ла Пьер (LaPier, 1933) выявил у 90% исследованных владельцев
ресторанов и отелей явно выраженный негативный А. относительно обслуживания китайцев, что
практически в 100% случаев противоречило реальному их поведению (т. н. парадокс Ла Пьера).
Н.
Рокич усложнил структуру А., предположив одновременное существование 2 А., каждый из которых
может актуализироваться в данный момент времени на объект и на ситуацию.
Проблема конгруэнтности А. и поведения выходит за рамки академической вследствие надежд
на прогнозирование поведения с помощью А. Однако эти надежды оправдываются только при т. н.
легкодоступных А. (Р. Фазио, К. Уильямс) т. е. тех, что легко актуализируются и приходят в голову.
Считается, что легкодоступные А., модифицируя когнитивную интерпретацию социальной ситуаций, в
конечном счете определяют поведение индивида. Причина устойчивого интереса к проблеме А.
коренится в понимании А. как необходимого
условия поведения, что превращает целенаправленное
формирование и изменение А. в потенциальный ключ к контролю за поведением.
Нет и, очевидно, не м. б. данных о «среднем» количестве А. у среднестатистического человека: в
сущности, любой «социальный» объект, с которым индивид вступает во взаимодействие, может
продуцировать возникновение А. Совокупность А. человека, взаимосвязанных между собой и
отличающихся от др. его А., называют кластером А. Кроме того, кластером А. также называют
некоторое множество родственных А. членов к.-л. группы, которые показывают сильную ковариацию:
высокие (низкие) показатели по одному А. внутри кластера сопровождаются высокими (низкими)
показателями по др.
В сов. социальной психологии термин А. использовался как син. термина «социальная
|