онтогенезе координированных двигательных актов. Особое значение имеют хаотические движения, из
которых по стохастическому принципу вычленяются повторяющиеся движения. По мере развития
органов чувств формируются их корригирующая, а позднее пространственная и временная
экстраполяционные функции движений. Основным механизмом указанных процессов является
обратная связь (обратная афферентация). К врожденным предпосылкам развития движений относится
также способность сохранения и воспроизведения проприорецептивной информации (см.
Проприоцепция), проявляющаяся уже с первых дней жизни.
Однако основной предпосылкой развития сложной системы движения человека является
отсутствие готовых, морфологически и функционально закрепленных механизмов регуляции. Этим
обеспечивается исключительно широкая свобода формирования механизмов координации движений на
основе приспособления к условиям существования; внешняя среда, воспитательные воздействия
взрослых приобретают доминирующее значение. Под влиянием воспитания и на основе
межанализаторных условно-рефлекторных связей, подражания и ориентировочно-исследовательской
деятельности к 1,5 г. жизни в общих чертах завершается формирование всех основных движений
ребенка.
В этот период особое значение приобретает предметно-манипулятивная деятельность ребенка
(см. Ведущая деятельность, Деятельность детская):
движения рук приурочиваются к предметным
условиям действия, к орудийным особенностям предмета, к наличным условиям достижения цели. По
мере развития речи, вербализации двигательных актов в системе орудийных операций постепенно
формируется произвольный характер движений. Вместе с тем совершенствование двигательной
координации происходит в течение многих лет жизни и особенно интенсивно в период до 11-14 лет.
Столь продолжительный период Р. д. р. обусловлен также особенностями морфологического созревания
двигательных структур мозга человека. Хотя уже с первых недель жизни начинают функционировать
все уровни двигательных . мозговых структур, включая корковый, их рост и развитие далеко не
завершены. Так, поле 4 коры головного мозга приобретает структуру, сходную со структурой взрослого,
между 2 и 4 гг., а поле 6 к 7 г. В целом корковые и подкорковые образования растут и развиваются
вплоть до достижения взрослости. Темпы этого процесса в различные периоды онтогенеза
неодинаковы. См. Возрастная психофизиология, Развитие коры головного мозга.
РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА (англ. development of cerebral cortex)
как
филогенетически нового образования происходит в течение длительного периода онтогенеза.
В
различных областях и полях коры изменения ее ширины, размеров и уровней дифференцировки
нейронов всех типов происходит в разные сроки (гетерохронно) и с различной интенсивностью.
Наиболее поздно достигают полной дифференцировки ассоциативные области. Вместе с тем, несмотря
на гетерохронию морфогенеза, в определенные возрастные периоды Р. к. г. м. дифференцировка
нервных элементов в различных областях происходит синхронно (см. Кора головного мозга, Мозг,
Нервная система, Пренатальное развитие).
К моменту рождения ребенка кора имеет то же многослойное строение, что и у взрослых.
Однако ширина корковых слоев и подслоев значительно увеличивается с возрастом. Наиболее
существенные изменения претерпевает цито- и фиброархитектоника коры. В период новорожденности
нейроны отличаются небольшими размерами, слабым развитием дендритов и аксонов. Модульная
организация нейронов представлена вертикальными колонками. В течение первых лет жизни
происходит интенсивная дифференциация клеточных элементов, типизация нейронов, увеличиваются
их размеры, развиваются дендритные и аксонные ветвления, расширяется система вертикальных связей
в ансамблях нейронов. К 5-6 гг. усложняется система дендритных связей по горизонтали, возрастает
полиморфизм нейронов, отражающий их специализацию. К 9-10 гг. пирамидные нейроны достигают
наибольших размеров, увеличивается ширина клеточных группировок. К 12-14 гг. все типы
интернейронов достигают высокого уровня дифференцировки, усложняются внутри- и межансамблевые
связи по горизонтали. В филогенетически наиболее новых областях коры (лобных) усложнение
ансамблевой организации нейронного аппарата и межансамблевых связей прослеживается до 18-20-
летнего возраста. Развитие нейронного аппарата, его ансамблевой организации и межансамблевых
связей обеспечивает формирование с возрастом системной организации высших нервных функций,
психики и поведенческих реакций. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ см. Личность.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ (англ. memory development)
происходит в связи с общим развитием
ребенка. Уже на 1-м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы,
в которых закрепляются еще в
нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные состояния. К
|