Navigation bar
  Print document Start Previous page
 424 of 640 
Next page End  

онтогенезе координированных двигательных актов. Особое значение имеют хаотические движения, из
которых по стохастическому принципу вычленяются повторяющиеся движения. По мере развития
органов чувств формируются их корригирующая, а позднее пространственная и временная
экстраполяционные функции движений. Основным механизмом указанных процессов является
обратная связь (обратная афферентация). К врожденным предпосылкам развития движений относится
также способность сохранения и воспроизведения проприорецептивной информации (см.
Проприоцепция), проявляющаяся уже с первых дней жизни.
Однако основной предпосылкой развития сложной системы движения человека является
отсутствие готовых, морфологически и функционально закрепленных механизмов регуляции. Этим
обеспечивается исключительно широкая свобода формирования механизмов координации движений на
основе приспособления к условиям существования; внешняя среда, воспитательные воздействия
взрослых приобретают доминирующее значение. Под влиянием воспитания и на основе
межанализаторных условно-рефлекторных связей, подражания и ориентировочно-исследовательской
деятельности к 1,5 г. жизни в общих чертах завершается формирование всех основных движений
ребенка.
В этот период особое значение приобретает предметно-манипулятивная деятельность ребенка
(см. Ведущая деятельность, Деятельность детская):
движения рук приурочиваются к предметным
условиям действия, к орудийным особенностям предмета, к наличным условиям достижения цели. По
мере развития речи, вербализации двигательных актов в системе орудийных операций постепенно
формируется произвольный характер движений. Вместе с тем совершенствование двигательной
координации происходит в течение многих лет жизни и особенно интенсивно в период до 11-14 лет.
Столь продолжительный период Р. д. р. обусловлен также особенностями морфологического созревания
двигательных структур мозга человека. Хотя уже с первых недель жизни начинают функционировать
все уровни двигательных . мозговых структур, включая корковый, их рост и развитие далеко не
завершены. Так, поле 4 коры головного мозга приобретает структуру, сходную со структурой взрослого,
между 2 и 4 гг., а поле 6 — к 7 г. В целом корковые и подкорковые образования растут и развиваются
вплоть до достижения взрослости. Темпы этого процесса в различные периоды онтогенеза
неодинаковы. См. Возрастная психофизиология, Развитие коры головного мозга.
РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА (англ. development of cerebral cortex)
как
филогенетически нового образования происходит в течение длительного периода онтогенеза.
В
различных областях и полях коры изменения ее ширины, размеров и уровней дифференцировки
нейронов всех типов происходит в разные сроки (гетерохронно) и с различной интенсивностью.
Наиболее поздно достигают полной дифференцировки ассоциативные области. Вместе с тем, несмотря
на гетерохронию морфогенеза, в определенные возрастные периоды Р. к. г. м. дифференцировка
нервных элементов в различных областях происходит синхронно (см. Кора головного мозга, Мозг,
Нервная система, Пренатальное развитие).
К моменту рождения ребенка кора имеет то же многослойное строение, что и у взрослых.
Однако ширина корковых слоев и подслоев значительно увеличивается с возрастом. Наиболее
существенные изменения претерпевает цито- и фиброархитектоника коры. В период новорожденности
нейроны отличаются небольшими размерами, слабым развитием дендритов и аксонов. Модульная
организация нейронов представлена вертикальными колонками. В течение первых лет жизни
происходит интенсивная дифференциация клеточных элементов, типизация нейронов, увеличиваются
их размеры, развиваются дендритные и аксонные ветвления, расширяется система вертикальных связей
в ансамблях нейронов. К 5-6 гг. усложняется система дендритных связей по горизонтали, возрастает
полиморфизм нейронов, отражающий их специализацию. К 9-10 гг. пирамидные нейроны достигают
наибольших размеров, увеличивается ширина клеточных группировок. К 12-14 гг. все типы
интернейронов достигают высокого уровня дифференцировки, усложняются внутри- и межансамблевые
связи по горизонтали. В филогенетически наиболее новых областях коры (лобных) усложнение
ансамблевой организации нейронного аппарата и межансамблевых связей прослеживается до 18-20-
летнего возраста. Развитие нейронного аппарата, его ансамблевой организации и межансамблевых
связей обеспечивает формирование с возрастом системной организации высших нервных функций,
психики и поведенческих реакций. (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер.)
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ — см. Личность.
РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ (англ. memory development)
— происходит в связи с общим развитием
ребенка. Уже на 1-м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы,
в которых закрепляются еще в
нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные состояния. К
Hosted by uCoz