Navigation bar
  Print document Start Previous page
 43 of 640 
Next page End  

лицам, чьи аттитюды собираются измерить, и на основании их выборов делают выводы об уровне
выраженности аттитюда. Были предложены несколько вариантов шкал для А. и., известных как шкала
Терстоуна, шкала Лайкерта, шкала Гутмана.
Для А. и. могут использоваться и др. методы: семантический дифференциал Ч. Осгуда,
различные шкалы самоотчета («нравится — не нравится», «приветствую — протестую», «хорошо —
плохо»), методы контент-анализа письменных сочинений и устных высказываний (см. Метод фокус-
групп), метод перечислений, шкала социальной дистанции Е. Богардуса и даже регистрация
физиологических показателей. Заметим, что проблема несовпадения аттитюдов (одного и того же
человека по отношению к одному и тому же объекту), измеренных разными методами, весьма остра и
далека от разрешения.
А. и. дает возможность: 1) сравнивать индивидов по степени выраженности их отношения к тому
или иному социальному объекту, 2) оценивать динамику аттитюдов и их устойчивость; 3) оценивать
группы по распределениям показателей аттитюдов.
А. и. используются для диагностики личности, а также находят широкое применение в
социальной психологии, социологии, психологии рекламы и т. п. областях. См. также Измерения в
психологии, Метод семантического дифференциала. (И. А. Мещерякова.)
АТТИТЮДОВ ПРИВИВКА (англ. attitude inoculation)
— достаточно широкий подход,
разработанный с целью защиты личности от установок, предпочтений, мнений, навязываемых ей извне
(в частности, со стороны средств массовой информации, значимых других и пр.), сутью которого
является повышение способности личности противостоять чужому нежелательному воздействию.
Предполагается, что человеку, несмотря на некоторые предпринимающиеся попытки оградить его от
«дурного» влияния, так или иначе приходится жить в агрессивной среде чужих взглядов.
Механизм А. п. (по прямой аналогии с вакцинацией в медицине) заключается в слабой атаке на
нетвердые и спонтанно сформировавшиеся установки личности, что в дальнейшем приводит к
возможности сопротивляться более сильным атакам. Неадекватно мягкая атака на убеждения человека
(по своей силе и длительности не способная изменить их) провоцирует его обнаружить и защищать свои
позиции, совершенствовать контрагументацию, осваивать определенные формы поведения, что
приводит к дальнейшей фиксации его аттитюдов.
Разработка стратегий А. п. и проверка их эффективности осуществлялась применительно к
разным группам (особенное внимание исследователей привлекала детско-юношеская аудитория) и
разным воздействиям (начиная от сопротивления банальностям до противостояния рекламе,
предложению покурить, попробовать наркотик и т. п.) У. Мак-Гайером, А. Мак-Алистером, Н. Фешбах
и многими др. (И. А. Мещерякова.)
АТТРАКТАНТЫ (от лат. attrahere тянуть к себе, притягивать, в переносном смысле
привлекать, склонять) — вещества, инстинктивно привлекающие животных (особенно насекомых).
Против. репелленты. См. Аттрактивность. (Б. М.)
АТТРАКТИВНОСТЬ (от аттракции).
1. Свойство объекта привлекать, притягивать к себе животных — инстинктивная А. См.
Аттрактанты.
2. Свойство объекта «привлекать», «притягивать» внимание,
вызывать интерес (в этом же
смысле говорят об А. к.-л. занятий, видов деятельности) — психологическая А.
3. Свойство человека вызывать к себе симпатию и доверие у др. людей — социально-
психологическая А. Огромное количество исследований посвящено роли физической А., т. е. внешней
привлекательности или непривлекательности как факторам,
влияющим на умы и поведение людей в
различных сферах жизни (реклама, судебные решения, трудоустройство, выборы и т. д.), а также
факторам, которые, в свою очередь, влияют на А. (Б. М.)
АТТРАКТОР см. Синергетика.
АТТРАКЦИЯ (англ. attraction;
от лат. attrahere — тянуть к себе, притягивать, в переносном
смысле — привлекать, склонять).
1. Поведение приближения к объекту или только обращение внимания, проявление интереса к ч.-
л. Ср. аттракцион — эффектный цирковой или эстрадный номер; развлечение.
2. В социальной психологии А. называют дружелюбный тип отношений между людьми,
симпатии их друг к другу Следует заметить, что это понятие не объяснительное, а чисто описательное и
к тому же метафорическое. В теории равновесия (баланса) Ф. Хайдера постулируется (принцип
реципрокности), что социальная А. взаимна: если вы обнаруживаете, что кто-то вам симпатизирует, то
это делает более вероятными ваши к нему симпатии. См. Аттрактивность, Дружба. (Б. М.)
Hosted by uCoz