построения С., положение и направленность движения объектов отношения, их порядок в отношении.
Поэтому познание и адекватное отражение С. в мышлении приводит к формированию наиболее
продуктивных способов действий с объектами. Установление устойчивых С. между такими действиями
в процессах решения задач образует еще один вид
функциональные С. См. Функциональная
структура. (В. М. Гордон.)
СДВИГ К РИСКУ (англ. risky-shift)
один из эффектов группы на принятие решений ее
членами, состоящий в том, что решения, принимаемые в групповой дискуссии, оказываются более
радикальными и рискованными, чем решения, принимаемые самостоятельно, в одиночку (последние
более осторожные). Син. феномен «сдвига к риску». (Б. М.)
СДВИГ ПУРКИНЬЕ см. Пуркинье эффект.
СЕДАТИВНЫЕ СРЕДСТВА см. Психотропные средства.
СЕКСОЛОГИЯ (от лат. sexus пол + греч. logos слово, наука) область научных знаний о
биологических, психических и социальных аспектах половых взаимоотношений людей. Статус науки С.
приобрела в середине XX в. после ряда важных открытий в естественных и социальных науках и
преодоления сопротивления христианской церкви, традиционно трактовавшей сексуальное поведение
как уступку греховному телу, извинительную лишь необходимостью продолжения рода. Термин «С.»
введен И. Блохом (1907). Современная С. представляет собой комплексную научную дисциплину,
которая подразделяется на 3 относительно независимых (границы вполне проницаемы и условны)
направления со своими понятийными и методическими аппаратами биолого-мед., психологическое и
социально-историческое (культурно-историческое).
Важную роль в формировании С. сыграли теории XIX в., рассматривавшие половое поведение
как проявление универсальных биологических законов и синтезировавшие естественнонаучные знания
и морально-этические воззрения. Утверждалось, что функции сексуальности (присущей лишь мужской
половине человечества) ограничиваются воспроизводством; что половое воздержание полезно для
здоровья; что онанизм представляет собой болезнь и нравственный порок, чреватый тяжелыми
последствиями (в частности, безумием). Первыми весомый вклад в С. сделали медики: венские
психиатры З. Фрейд и Рихард фон Крафт-Эбинг (1840-1902), введшие понятия садизма и мазохизма,
нем. психиатр Альберт Молль (1862-1939), нем. дерматолог и венеролог Иван Блох (1872-1922), англ.
врач и публицист Генри Хавлок Эллис (1859-1939), швейцарский психиатр и невропатолог Огюст
Форель (1843-1931) и др. Несмотря на особый статус, облегчающий врачу соприкосновение с
интимными сферами жизни, пионерам С. приходилось с трудом преодолевать табуированность темы.
Развитие в XIX в. этнографии (культурной антропологии) способствовало получению обширного
материала о брачно-семейных отношениях у различных народов, что в определенной степени
расшатало сложившиеся стереотипы. В работах Блоха, Молля, Фореля, Эллиса, Гиршфельда и др. была
предпринята попытка синтезировать медико-биологические и культурно-исторические знания. Тогда же
начала складываться практика массовых сексологических опросов. Примером может служить опрос
биологом Альфредом Кинзи (1894-1956) 12 тыс. здоровых взрослых американцев обоего пола, давший
статистически значимую картину сексуальных установок и поведения (1921). Первый научный центр,
Ин-т С., основанный в Германии Магнусом Гиршфельдом (1919), функционировал до его разгрома
нацистами в 1933 г.
Психологическое направление С. обязано своим появлением Фрейду с его теорией
бессознательного, одним из краеугольных камней которой была идея о сублимированных и
вытесненных сексуальных влечениях, в т. ч. их экстрагенитальных форм. Но сведение всего
направления к концепции Фрейда неправомерно. Сейчас оно охватывает множество проблем,
связанных с индивидуальными и групповыми (напр., половыми, возрастными) особенностями
сексуального поведения сексуальную ориентацию, тип сексуального объекта, способы общения с
сексуальным партнером и сексуального удовлетворения, символизацию сексуального поведения.
Особенности половой жизни индивида зависят не только от степени осознания потребности в ней, но и
от ее личностного смысла (быть средством получения чувственных, эмоциональных удовольствий,
средством самоутверждения, деторождения и т. д.). Очевидно, что взгляды на психологическую
природу сексуальности определяются и приверженностью к той или иной общепсихологической
концепции. Многие исследователи исходят из того, что сексуальное поведение зависит от: 1)
общепсихологических свойств (типа личности, темперамента, характера, эмоциональности, иерархии
мотивов, ценностных ориентаций,
коммуникативных качеств, способов самоутверждения,
силы и
длительности привязанностей, самоуважения и др.); 2) микро- и макросоциума, в значительной степени
детерминирующих половое воспитание, половую идентичность.
Особое место принадлежит
|