Navigation bar
  Print document Start Previous page
 454 of 640 
Next page End  

отношение знака к
содержанию понятия (сигнификату) и отношение знака к вещи, которую он
обозначает (денотату). 2-я занимается построением искусственных систем семантических правил,
устанавливающих условия истинности языка.
Хотя логическая С. имеет дело с полностью
формализованными языками, высказывались мнения о применимости ее основных понятий к анализу
значений в естественных языках. (Р. Карнап, А. Тарский.)
3. Психолингвистика (см.) различает объективную и субъективную С. 1-я является
семантической системой значений языка, 2-я представляется как ассоциативная система,
существующая в мозге индивида. В связи с этим семантические признаки подразделяются на
относящиеся к области ассоциаций (субъективные) и принадлежащие семантическим компонентам
лексики, взятой в абстрактно-логическом (объективном) плане. Психолингвистическое понятие
«семантическое поле» представляет собой совокупность слов вместе с их ассоциациями
(«ассоциантами»). Имеется несколько попыток экспериментально определить субъективные
семантические поля и связи внутри них с помощью методов ассоциативного эксперимента (Дж. Диз) и
условного рефлекса (А. Р. Лурия,
О. С. Виноградова). См. также Метод семантического радикала,
Психосемантика, Семиотика, Субъективное семантическое пространство.
СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ см. Афазия.
СЕМАНТИЧЕСКИЕ СЕТИ (англ. semantic nets)
представляют собой модели хранения
понятий (слов, высказываний) в семантической памяти. Их организация и структурирование основаны
на содержательном описании понятий и слов, обозначающих эти понятия и составляющих содержание
семантической памяти.
В простейшем случае узлы С. с. отображают отдельные понятия, связи между узлами —
отношения между понятиями (высказываниями). При таком подходе каждое понятие (узел С. с.)
обладает набором свойств (характеристик, атрибутов). Функция части атрибутов заключается в
установлении различных типов связей с др. узлами С. с. (понятиями). Кроме того, структура сети дает
возможность приписывания каждой связи некоторых значений частоты (веса) ее использования, причем
частоты м. б. разными в зависимости от ситуации (контекста) использования данной связи.
Важное значение моделей С. с. заключается в том, что они представляют собой не только среду
хранения информации, но и структуру, на основе которой строятся модели процессов мышления
(см.
Эвристика, Эвристическая педагогика).
В ходе формально-логического моделирования процессов
мышления выделяют ряд «фигур» логического мышления, определяющих некоторые механизмы
проведения рассуждений, построения понятий, доказательств. К таким фигурам можно отнести:
правила построения простых и сложных высказываний, процедуры индукции, дедукции,
построение
умозаключений, правила логического вывода.
Рассмотрим пример, в котором мы имеем среди исходных данных набор фактов, включающих
отдельные высказывания (простые или сложные): A,
B,
L,
а также высказывания в виде импликаций
(структур «если... то»): A
-> L, A -> B, F -> C, B
-> D, B
-> G, G ->
T, K
-> G, L -> B, L ->
K. Для
простоты будем считать, что единственным правилом вывода в этом примере будет правило отделения
(modus ponens). Это правило было известно еще в древности и хорошо соответствует интуитивному
понятию логического вывода. Общая схема правила отделения говорит, что мы делаем правильные
умозаключения, если из пары посылок вида: 1) если
p, то
q,
2) p
получаем в качестве заключения q.
Формально правило отделения записывается в виде:
q
q
p
p,
Многократно применяя правило отделения, мы можем получить новое знание, напр., в виде A ->
T.
Действительно, из A и A
-> B
получаем B,
затем из B
и B
->
G
получаем G,
затем из G и G -> T
получаем T. Формально в математической логике 3 шага данного вывода записываются как:
B
B
A
A,
,
G
G
B
B,
,
T
T
G
G,
В такой записи над чертой записываются посылки, под чертой — следствия. При этом заметим,
что в итоге мы построили умозаключение A -> T и одновременно получили цепочку рассуждения: A, A -
> B
-> G -> T. Заметим также, что данная цепочка не единственно возможный путь для получения
результата A -> T. Тот же вывод получим, построив и др. цепи доказательств. Напр., цепь ¹ 2: из A, A -
> L получаем L, затем из L, L -> B получаем B, далее логический вывод идет так же, как в предыдущем
случае; цепь ¹ 3 напишем в сокр. виде: A, A -> L -> K -> G -> T.
Данный пример удобно представить не только в аналитическом, но и в образном виде, как часть
графа или С. с. (см. рис. 9). Такого рода представления служат целям структурирования информации. В
Hosted by uCoz