Navigation bar
  Print document Start Previous page
 459 of 640 
Next page End  

знаний, долго идущий (или медленно доходящий) свет старых. Есть свои молекулы, атомы — понятия,
имеющие планетарное строение, втягивающие в свою орбиту др. понятия и сами движущиеся по
«чужим» орбитам; свои «элементарные» частицы (образы, метафоры), пронизывающие С. со скоростью
мысли, способные трансформироваться в любые др. частицы. Есть ассоциативные поля с сильными,
слабыми и сверхслабыми взаимодействиями, есть свои фазовые переходы. В ней живут свои демоны и
гомункулусы, имитирующие свободу воли. С. — это незавершенный мир с полным набором координат,
бескрайним пространством, бесконечным временем, точнее, с богатым набором времен (физическим,
историческим, психологическим, личным-автобиографическим...) и с разными представлениями о
бесконечности (актуальная, потенциальная...).
Пространство и время С. обладают еще более странными свойствами по сравнению с
пространством и временем Космоса. Пространство не только искривляется, но и субъективируется,
«овременяется», более того, меняется на время, трансформируется в него. Время, в свою очередь,
трансформируется в пространство, становится действующим лицом, останавливается, течет вспять,
«выходит из колеи своей», и из него можно выпасть. Его мерой становятся мысли и действия. В одной
временной точке собираются прошлое, настоящее, будущее. Материя в С. исчезает, а пространство и
время приобретают вполне ощутимые физические свойства. Напр., пространство оказывается душным,
затхлым, небо кажется с овчинку, время — тяжелым, давящим, невыносимым, оно может мчаться,
останавливаться, теряться в пространстве и т. п. Словом, в С. есть многое, что не снилось современной
физике и астрономии. Не будем спешить строить модель сферы человеческого знания. Гуманитариям
далеко до А. Эйнштейна, который «простенькой» формулой, состоящей из 4 символов, описал половину
Вселенной. Это превосходный пример ее концептуального сжатия. Есть пример поэтического или
эмоционального сжатия Мирозданья (Б. Пастернак): Мирозданье
лишь страсти разряды, /
Человеческим сердцем накопленной.
Это если и не вся 2-я половина, то иной взгляд на Вселенную, ее одушевление. Такой взгляд
можно назвать «аффективной феноменологией» (Р. Барт), которая отличается от строгого, иерархически
и структурно организованного, истинного знания, добываемого hard scientists (термин «твердые» или
«тяжелые ученые» относится к специалистам точных и естественных наук). Идея концептуального ли,
эмоционального ли, а скорее, человеческого сжатия, свертывания мира — идея очень давняя. Н.
Кузанский (1401-1464) писал: «Как сила человека человеческим образом способна прийти ко всему, так
все в мире приходит к нему и стремление этой чудесной силы охватить весь мир есть не что иное, как
свертывание в ней человеческим образом вселенского целого». (В. П. Зинченко.)
СЕМИОТИКА (от греч. sema знак) наука о знаках и знаковых системах. Она распадается
на 3 основные отрасли: а) семантику,
исследующую соотношение знака и обозначенного
(обозначаемого); б) синтаксис,
изучающий закономерности сочетания знаков в сообщении; в)
прагматику,
исследующую закономерности употребления знаков в конкретной ситуации общения.
Существует расширенное и более узкое понимание знака и, соответственно, С. При расширенном
понимании в предмет С. включают все физические явления, выступающие для
человека как
заместители др. явлений: дым как знак пожара, гром как знак надвигающейся грозы и т. п. (обычно
называемые в С. не знаками, а признаками). Более узким является понимание С. как науки только о
таких «физических» явлениях, которые специально используются для передачи информации в
процессах биологической и социальной коммуникации. Тогда предмет С. охватывает, напр., сигналы
животных, изучаемые т. н. зоосемиотикой. Наконец, возможно еще более узкое понимание С. только
как науки о собственно знаках («человеческих» знаках), обладающих не только объективной функцией,
но и содержанием, доступным сознательной интерпретации (такую т. зр. разделял, напр., Л. С.
Выготский,
проводивший различие между сигнализацией и сигнификацией. —
Ред.). Если сохранить
термин «знак» только за этим классом явлений, то на более элементарных уровнях можно говорить
соответственно о сигналах и признаках (индексах, симптомах).
Знаки (в самом узком смысле) всегда образуют систему, хотя возможно и случайное
употребление неспецифических средств в знаковой функции. Различают первичные знаковые системы,
в которых знак представляет единство общения и обобщения и которые являются условием
существования и формой выражения сознания (напр., язык), и вторичные знаковые системы,
возникающие на базе первичных и невозможные без них. Большинство из них при восприятии
сообщений переводится в исходную форму первичную (напр., азбука Морзе), др. непереводимы, но
невозможны без первичных (напр., системы обозначений географической карты).
С. как наука о средствах общения и др. специализированных средствах, опосредствующих
человеческую деятельность, тесно смыкается с психологией, особенно с психологией общения.
Hosted by uCoz