(см. Мышление без-образное), что мотивацию поведения и роль действия в построении этих образов С.
не может объяснить.
СЕРВИЛИЗМ см. Мазохизм.
СЕРВОМЕХАНИЗМ МОТОРИКИ (англ. motor servomechanism)
модель системы
управления двигательным актом, использующая принцип следящих устройств автоматического
регулирования. Одна из первых моделей С. м., как и сам термин, была предложена Н. А. Бернштейном.
Модель составляют 6 элементов: 1) эффектор, работа которого регулируется по тому или иному
параметру; 2) задающий элемент, вносящий в систему требуемое значение регулируемого параметра
(Sw); 3) рецептор, воспринимающий текущие значения параметра (W) и сигнализирующий о них; 4)
прибор сличения, определяющий рассогласование (ошибку) фактического и требуемого значений по
величине и знаку; 5) устройство, перешифровывающее данные прибора сличения в коррекционные
импульсы, подаваемые по обратной связи на 6) регулятор, управляющий по данному параметру
функционированием эффектора. (А. И. Назаров.)
СЕЧЕНОВ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ (1829-1905) рос. физиолог, автор программы построения
психологии как самостоятельной науки, сформулированной им в 1860-70-е гг., которая представляла
собой последовательно материалистическое и детерминистское решение проблем природы
психического, предмета и методологии психологии. В основе этой программы лежало знаменитое
открытие С. (в опытах с лягушками. Ред.) явления «центрального торможения», которое впервые в
науке позволило материалистически объяснить явления произвольного поведения человека. По С.,
предметом психологии должны быть различные виды психической деятельности субъекта (человека и
животных), которые С. призывал изучать в их истории (развитии) и в системе связей друг с другом.
Основным методом психологии должен быть метод объективного наблюдения развития психических
процессов, которое происходит от внешних форм в виде развернутых рефлексов напр., действий с
предметами внешнего мира до кажущихся исключительно внутренними, а на самом деле
«свернутых» форм действий напр. мыслей о предметах. Не используя термин «интериоризация», С.,
по сути, излагает одну из первых концепций интериоризации, идеи которой будут развиты в XX в. При
этом идея интериоризации используется С. и для объяснения формирования моральных норм в
поведении человека, которые изначально представляют собой внешние запреты и правила, а
впоследствии становятся «внутренними» запретами и правилами поведения самого индивида.
Идеи С. (о возможности объективного экспериментального исследования мышления, о
бессознательной психической жизни, идеи активности и целевой детерминации применительно к работе
н. с., об обратной связи как факторе регуляции поведения и др.), опередив свое время, оказали
значительное влияние на развитие отечественной психологии и физиологии (В. М. Бехтерев, И. П.
Павлов, Н. А. Бернштейн, деятельностный подход в психологии и др.) и предвосхитили многие
исследования в мировой науке XX в. См. также Кавелин К. Д. (Е. Е. Соколова.)
СИБЛИНГИ, СИБСЫ см. Психогенетика.
СИГНАЛЬНАЯ ПРОБА (англ. signal trial)
в психофизическом эксперименте интервал
наблюдения, где вслед за предупредительным сигналом испытуемому предъявляется раздражитель, на
который нужно определенным образом реагировать. Противопоставляется пустой пробе,
в которой
после предварительного сигнала раздражитель не подается. (К. В. Бардин.)
СИГНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ (англ. signal systems) первая С. с. (I С. с.) и вторая С. с. (II С. с.)
термины, введенные И. П. Павловым для обозначения 2 качественно различных уровней
эволюционного развития высшей нервной деятельности.
У животных сигналами условно-рефлекторных реакций являются непосредственные
раздражители зрительные, слуховые, тактильные и т. д. Совокупность таких раздражителей,
вызываемых ими возбуждений в анализаторах и условно-рефлекторных процессов Павлов назвал I С. с.
Совокупность словесных сигналов, вызываемых ими нервных процессов и систему
возникающих на этой основе временных связей Павлов отнес к специально человеческой II С.
с.
Поскольку слово является орудием отвлечения (абстрагирования) и обобщения,
II С. с. обеспечивает
более высокий уровень отражения, чем I С. с. II С. с. связана с функциями специфически человеческих
речевых зон в коре головного мозга.
Это 2 передние речевые зоны в лобных отделах коры и задняя
речевая зона, включающая верхнезаднюю часть височной и прилегающие к ней области теменной коры.
Как правило, речевые зоны локализованы в левом полушарии (см. Межполушарная организация
психических процессов, Нейролингвистика).
Только в случаях его обширных поражений в раннем
детстве речевые зоны складываются в соответствующих отделах правого полушария.
Несмотря на принципиальное различие первосигнальных и второсигнальных процессов, в норме
|