3. Современные концепции
цветового зрения представляют собой многостадийные теории, в
соответствии с которыми цветовой анализ излучений осуществляется зрительной системой в несколько
этапов или стадий. На 1-й рецепторной стадии кодируется (в соответствии с трехкомпонентной
теорией) число поглощенных каждым фоторецептором квантов энергии, на 2-й подкорковой
устанавливаются оппонентные соотношения между кодами, на основании чего далее (на 3-й стадии) в
корковых структурах зрительной системы определяются хроматические и ахроматические
характеристики светового излучения. (Ч. А. Измайлов.)
ТЕОРИЯ (англ. theory)
в широком смысле совокупность формализованных рациональных
взглядов и представлений,
направленных на истолкование и объяснение к.-л. явления. Т. является
развернутой формой организации научного знания,
дающей целостное представление об основных
закономерностях определенной области действительности. Цель Т. создание развернутого,
целостного и достоверного знания о наиболее существенных связях и закономерностях
действительности.
Т. как форма освоения мира функционирует в системе культуры наряду с иными формами
(гипотезой,
классификациями, типологиями, законами, закономерностями), причем как наиболее
завершенная из них. В структуре Т. обычно вычленяют ряд основных компонентов: 1) эмпирическую
основу
факты;
2)
теоретическую основу постулаты, или аксиомы; 3) правила вывода
множество признаваемых допустимыми в рамках Т. правил вывода и доказательства; 4) внутренние и
внешние оценки области применимости явно вычленяемые предпосылки для применения Т.; 5)
совокупность выводимых в рамках Т. утверждений, которые составляют рациональное теоретическое
знание; 6) совокупность утверждений, выдвигаемых Т. как прогнозные и подлежащие верификации
(проверке). В современной науке формирование Т. обычно идет по пути выдвижения и селекции
моделей. Развитие Т. проходит не только по пути выдвижения и доказательства следствий из аксиом по
заложенным правилам вывода, но и путем пересмотра и уточнения всех входящих в ее структуру
компонент. (Б. Н. Еникеев.)
ТЕОРИЯ ДВОЙНОГО КОДИРОВАНИЯ (англ. dual-code hypothesis)
в когнитивной
психологии «теория» (гипотеза А. Пайвио), в которой утверждается существование 2
взаимодействующих систем памяти: образной и словесной. При запоминании и обработке информации
работают обе системы; преимуществом в запоминании обладает тот материал, который представлен как
в образной, так и словесной форме, в связи с чем конкретные слова запоминаются лучше, чем
абстрактные. (А. И. Назаров.)
ТЕОРИЯ ДВУХ СОСТОЯНИЙ (или пороговая теория Люса) (англ. Luce's psychophysical
model) одна из психофизических теорий, предложенная амер. ученым Р. Д. Люсом.
В основу Т. д. с. положен пороговый принцип: раздражитель может оказаться либо
надпороговым (и тогда наблюдатель его обнаруживает), либо подпороговым (он остается скрытым для
наблюдателя). Т. о., в ответ на действие раздражителя наблюдатель может находиться только в одном из
2 состояний обнаружения (D) или не обнаружения (
D
). Никаких промежуточных состояний теория
Люса не допускает. Отсюда и ее название Т. д. с. Вместе с тем, в отличие от пороговой теории Г.
Фехнера и высокопороговой теории, Т. д. с. допускает, что состояние D может возникнуть не только в
результате действия раздражителя, но и по причине спонтанного возбуждения сенсорной системы, если
последнее превысит порог. Т. о., Т. д. с, как и теория обнаружения сигнала, признает реакцию ложной
тревоги закономерным сенсорным феноменом.
След. важный момент Т. д. с. положение о том, что ответ испытуемого определяется не только
2 возможными состояниями сенсорной сферы (D
или
D
), но и независимым от нее процессом
угадывания. Если испытуемый вносит в работу момент угадывания, он может при этом избрать
стратегию либо риска, либо осторожности. В 1-м случае он стремится увеличить число обнаруженных
сигналов и поэтому начинает давать положительные ответы в ряде проб и при
D
. Во 2-м случае
испытуемый стремится избежать ложных тревог и начинает в ряде проб давать отрицат. ответы при D.
В 1-м случае число обнаруженных сигналов возрастает за счет положительных ответов на допороговый
сигнал, но одновременно с этим возрастает и число ложных тревог. Во 2-м случае количество ложных
тревог снижается за счет уменьшения числа
положительных ответов на спонтанное возбуждение,
превысившее уровень порога; одновременно за счет отрицат. ответов на сигнал слабой интенсивности
возрастает число пропусков, неопознанных сигналов.
Чем больший риск или большую осторожность проявляет испытуемый, тем больше будет
количественно выражен описанный эффект. Поэтому рабочая характеристика приемника (РХП)
изображается на графике 2 прямыми. Одна из этих прямых начинается в точке, где вероятность
|