субъекта в условиях действия (см. Ориентировочная деятельность); 2) среди них особую роль играют
средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности
(эталоны, меры, знаки);
3) образование действий (восприятия, мышления и др.) происходит путем
перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план (см.
Интериоризация).
В Т. п. ф. у. д. различают 4 основные группы условий овладения новым умственным действием:
необходимая мотивация; правильное выполнение действия в его исходной внешней форме;
планомерное приобретение действием определенных свойств (обобщенности, разумности и др.);
полноценное воспроизведение действия в умственном плане.
При формировании новых действий в процессе обучения школьнику сначала разъясняется их
ориентировочная основа,
которая тут же в виде схемы записывается на карточке; с помощью этой
схемы без предварительного заучивания ее содержания уч-ся немедленно приступают к решению задач.
Их целесообразный подбор обеспечивает формирование желаемых свойств действия. Для более
полноценного воспроизведения действие сначала формируется во внешней речи, которая затем
переходит во внутреннюю речь и далее в «скрытую речь». От последней в сознании остается лишь
своеобразное переживание, получившее в психологии название «чистой мысли».
Т. о., на основе
предметного действия в итоге процесса интериоризации образуется акт мышления.
Практическое значение применения Т. п. ф. у. д. заключается в том, что в процессе обучения
формирование новых действий, представлений и понятий происходит без предварительного заучивания
нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования
т. н. метода (приема) проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и
умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем
при использовании др. форм обучения.
ТЕОРИЯ ПРОТОТИПА (англ. prototype theory)
(в когнитивной психологии)
концепция
опознания стимула путем соотнесения его с хранящимся в памяти прототипом абстрактной
репрезентацией некоторого набора стимулов (объектов), «воплощающей» в себе множество форм
одного и того же класса (напр., прототипы всех букв «А», птиц или человеческих лиц). Главные
направления исследований: формирование прототипов (процессы абстрагирования зрительной
информации); категоризация новых паттернов (отнесение их к сформированному прототипу). Согласно
модели центральной тенденции,
прототип представляет собой нечто среднее из всех конкретных
экземпляров, или в математических терминах точку в многомерном пространстве, в которой
пересекаются средние расстояния от всех признаков. Согласно модели частоты признаков, прототип
отражает моду или наиболее часто встречающееся сочетание признаков; это «лучший экземпляр» из
некоторого набора стимулов. Ср. Теория эталона. (А. И. Назаров.)
ТЕОРИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
теория Э. Эриксона (1950, 1963), в
которой описывается нормативная последовательность возможных обретений и потерь в сфере
положительных и отрицательных чувств (установок) личности, распределенных по 8 стадиям
(возрастам) полного цикла жизни человека. Психосоциальное развитие рассматривается как
эпигенетическая цепь критических периодов (кризисов, конфликтов, проблем), каждый из которых
является критическим «в смысле поворотных пунктов, моментов выбора между прогрессией и
регрессией, интеграцией и задержкой» (Эриксон, 1963). Т. п. р. создавалась г. о. на клиническом опыте,
но позднее иллюстрировалась с помощью психобиографического и этнографического материала; и до
сих пор делаются попытки ее локальной проверки на основе более широких эмпирических данных,
полученных с помощью стандартизированных методик. Внутренняя логика Т. п. р. раскрывается через
принцип борьбы противоположных синтонических и дистонических тенденций (тезис и антитезис); в
случае удачного исхода этой борьбы возникают позитивные качества эго, или человеческие силы
(синтез). Ниже приводятся аутентичные названия стадий, построенные по этому принципу гегелевской
триады. Напр., первая стадия называется «Базисное доверие против недоверия (basic trust vs. mistrust):
надежда (hope)», т. е. в борьбе доверия и недоверия рождается надежда.
Т. п. р. является эпигенетической концепцией в том смысле, что в ней каждый последующий
период основывается на предыдущем. Формально это означает запрет на реализацию всевозможных
комбинационных последовательностей исходов, теоретически допустимых на каждой из стадий. Напр.,
если выделяются 8 стадий, на каждой из которых возможны два исхода, то общее количество
комбинаций составляет 2
8
= 256, однако Т. п. р. отрицает, что в жизни могут встречаться все эти
комбинации. Тем не менее Эриксон уклонился от ясного обсуждения вопроса, какие же комбинации
возникают вследствие нарушений в нормативной цепи исходов. Наиболее акцентировано в его позиции
|