Navigation bar
  Print document Start Previous page
 508 of 640 
Next page End  

интеллект будет еще страшнее, особенно если он во всей своей стерильности станет прообразом
человеческого мышления. Сейчас разрушительная мощь интеллекта действительно оценивается
планетарными масштабами, но как далека она от того, о чем мечтали Тейяр де Шарден и В. И.
Вернадский, говоря о ноосфере, о сфере разума. Интеллект, приобретая планетарные масштабы, далеко
не всегда может сохранить хотя бы земную ответственность. Мысль до тех пор не м. б. признана
мыслью, пока она не будет содержать еще и мысли о смысле человеческого бытия. См. Интуиция
совести. (В. П. Зинченко.)
ТИПЫ ОРИЕНТИРОВКИ (по П. Я. Гальперину) см. Ориентировочная деятельность.
ТИРОКСИН (англ. thyroxin;
от греч. thyreos — щит + oxys
едкий, кислый) —
гормон
щитовидной железы, включающий в себя йод; участвует в регуляции окислительных процессов в
клетках, в процессах роста и развития. Недостаток гормона ведет к кретинизму.
Т. также подавляет синтез тиреотропного гормона гипофиза.
Поэтому при избыточной функции
щитовидной железы синтез тиреотропного гормона угнетается, вследствие чего понижается и функция
самой щитовидной железы. Наоборот, если щитовидная железа работает недостаточно, автоматически
усиливается синтез тиреотропного гормона и этим стимулируется функция щитовидной железы. Т. о.,
система из 2 желез поддерживает в крови постоянную концентрацию Т., но это постоянство м. б.
изменено вмешательством со стороны ц. н. с. (Б. М.)
ТИТЧЕНЕР ЭДВАРД БРЭДФОРД (Titchener, 1867-1927) амер. психолог, ученик В. Вундта,
один из создателей структурной психологии (структурализма). Предметом психологии, по Т.,
выступало сознание как сумма сознаваемых состояний. Из элементов сознания —
ощущений,
представлений и простейших чувствований (удовольствия, неудовольствия), как из кирпичиков,
складывается все многообразие структур душевной жизни. Методом изучения сознания, по Т., является
аналитическая интроспекция особая форма изощренной интроспекции, направленной на выделение
«сенсорной мозаики» сознания. При этом констатация субъектом предметности образа (напр., его
высказывание «я вижу книгу») считалось ошибкой самонаблюдения. Т. называл ее «ошибкой стимула»
и требовал от испытуемых описывать сознание не в терминах «внешних объектов», а в терминах
ощущений. Механистичность и абстрактность созданной Т. модели сознания, элементаристский подход
и искусственность лабораторных процедур его исследования вызывали справедливую критику в
различных направлениях психологии. (Е. Е. Соколова.)
Добавление ред.: Т. известен своими исследованиями ощущений и внимания. В 1904 г. он
организовал Общество экспериментальной психологии.
Ряд работ Т. переводились и издавались на
русском языке: «Очерки психологии» (1898), «Учебник психологии» (1914).
ТИФЛОПСИХОЛОГИЯ — см. Психология слепых, Психология специальная.
ТИХОМИРОВ ОЛЕГ КОНСТАНТИНОВИЧ (1933-2001) сов. психолог, начал научную
работу под руководством А. Р. Лурия,
исследовал роль речи в регуляции движений у дошкольников,
затем перешел к проблематике мышления, которой занимался всю жизнь. Т. рассматривал познание как
форму деятельности, творчество как порождение новообразований в процессах деятельности,
отстаивал положение о несводимости психических процессов к информационным и вместе с тем
придавал большое значение информационным технологиям в развитии деятельности. Постоянным
сюжетом его работ было сопоставление естественного и искусственного интеллекта. Автор многих
научных книг и учебника «Психология мышления» (М., 1984). (В. П. Зинченко.)
ТОЛМЕН ЭДВАРД
ЧЕЙС (Tolman, 1886-1959) амер. психолог, создатель «когнитивного»
(или «молярного») необихевиоризма. В противовес элементаристскому подходу к поведению Дж.
Уотсона,
Т. (под влиянием современной ему гештальт-психологии)
разрабатывал идеи целостного
(«молярного») подхода к анализу поведения животных и человека. Единицей поведения, по Т.,
выступает целостный акт, движимый мотивом, направленный на цель и опосредованный т. н.
когнитивными картами.
Последние представляют собой образы ситуации, которые складываются у
субъекта в опыте, в т. ч. в процессе выполнения данного акта. В многочисленных экспериментах Т. и
его последователи использовали специально сконструированные лабиринты и ящики. Т. убедительно
доказал несостоятельность механистической схемы поведения бихевиоризма Уотсона (схемы SR)
даже применительно к животным: напр., крысы строили «гипотезы», руководствовались сложившимися
у них в процессе научения «когнитивными картами», обнаруживали способность к выбору
(селективность поведения) и «латентному научению», т. е. научению даже в отсутствие подкрепления и
т. п. Т. предложил более 100 психологических терминов, в т. ч. «знаковый гештальт» и «латентное
научение». Программный труд Т. — «Целенаправленное поведение у животных и человека» (Purposive
behavior in animals and men,
1932). Он внес существенный вклад в изменение сложившихся к тому
Hosted by uCoz