Navigation bar
  Print document Start Previous page
 514 of 640 
Next page End  

Это связано с приобретением относительно широких и глубоких знаний, возникновением развитых
форм мышления,
появлением сознательного критического отношения к действительности,
формированием активной жизненной позиции и мировоззрения.
Добавление ред.: Обратим внимание и на др. значение: убеждение это также деятельность,
направленная на изменение чьих-то У., аттитюдов;
эта деятельность противопоставляется, напр.,
внушению.
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ (англ. self-reliance)
переживание человеком своих возможностей,
как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед
собой сам. У. в с. в к.-л. виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом
виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже
реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе. У.
в с. (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах
деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности,
распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта.
Воспитание У. в с. заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его
возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а
также для формирования всех сторон личности человека, и прежде всего его эмоциональной сферы.
Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицат. эмоциональными переживаниями,
тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека (см. Ассертивность,
Аффекты, Доверие, Притязания детские, Уровень притязаний личности).
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ (англ. satisfaction)
— субъективная оценка качества тех или иных
объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и
самого себя (самооценка). Высокая степень У. жизнью, очевидно, есть то, что именуется счастьем (англ.
happiness);
близкий конструкт — психологическое (субъективное) благополучие (англ. wellbeing).
В
исследованиях взаимосвязи между личностными чертами и У. жизнью устойчиво обнаруживаются
положительные корреляции счастья с экстраверсией и альтруизмом,
отрицат. — с нейротизмом. Ряд
исследователей сделали вывод, что счастье невозможно купить (Brickman et al., 1978), а личностные
черты счастливого человека в значительной степени наследственно обусловлены и случайным образом
распределены между людьми (Lykken, Tellegen, 1996). Кроме того, психологи и социологи активно
исследуют трудовую У. (англ. job satisfaction) и У. браком (англ. marital satisfaction). (Б. М.)
УЗНАВАНИЕ (англ. recognition) отождествление (идентификация перцептивная), признание
воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. основано на операции сличения
наличного впечатления с соответствующими следами памяти.
Эти следы выступают в процессе
сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается
У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. идентифицируется к.-л.
индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше.
Родовое У. это опознание (категоризация) вариативного предмета или явления, напр. некоторой
геометрической фигуры. Узнать вариативный объект — значит отнести его к к.-л. известному классу
объектов.
У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У.
характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала
возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета
или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия
его восприятия не затруднены.
Особое явление представляет собой ложное У., когда человек переживает как знакомые впервые
воспринимаемые объекты (феномен «уже пережитого» — фр. deja vu). См. Псевдопамять.
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1886-1950) сов. психолог и философ, автор
общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы, один из
основателей Тбилисского ун-та, где создал отделение и кафедру психологии АН Грузии. Образование
получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).
У. был согласен с З. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего
содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты
теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. У. понимал установку как
«границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только
разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой
подход, по мысли У., позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат
Hosted by uCoz