Это связано с приобретением относительно широких и глубоких знаний, возникновением развитых
форм мышления,
появлением сознательного критического отношения к действительности,
формированием активной жизненной позиции и мировоззрения.
Добавление ред.: Обратим внимание и на др. значение: убеждение это также деятельность,
направленная на изменение чьих-то У., аттитюдов;
эта деятельность противопоставляется, напр.,
внушению.
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ (англ. self-reliance)
переживание человеком своих возможностей,
как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед
собой сам. У. в с. в к.-л. виде деятельности имеет место в тех случаях, когда самооценка человека в этом
виде деятельности соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше или ниже
реальных возможностей, имеет место, соответственно, самоуверенность или неуверенность в себе. У.
в с. (равно как неуверенность или самоуверенность) может проявляться в отдельных видах
деятельности или отношениях к действительности, но может стать и устойчивым качеством личности,
распространяясь на те виды деятельности, в которых у человека нет еще опыта.
Воспитание У. в с. заключается в формировании у человека адекватных, соответствующих его
возможностям притязаний и самооценок. Это имеет большое значение для развития способностей, а
также для формирования всех сторон личности человека, и прежде всего его эмоциональной сферы.
Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицат. эмоциональными переживаниями,
тормозящими и искажающими нормальный ход психического развития человека (см. Ассертивность,
Аффекты, Доверие, Притязания детские, Уровень притязаний личности).
УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ (англ. satisfaction)
субъективная оценка качества тех или иных
объектов, условий жизни и деятельности, жизни в целом, отношений с людьми, самих людей, в т. ч. и
самого себя (самооценка). Высокая степень У. жизнью, очевидно, есть то, что именуется счастьем (англ.
happiness);
близкий конструкт психологическое (субъективное) благополучие (англ. wellbeing).
В
исследованиях взаимосвязи между личностными чертами и У. жизнью устойчиво обнаруживаются
положительные корреляции счастья с экстраверсией и альтруизмом,
отрицат. с нейротизмом. Ряд
исследователей сделали вывод, что счастье невозможно купить (Brickman et al., 1978), а личностные
черты счастливого человека в значительной степени наследственно обусловлены и случайным образом
распределены между людьми (Lykken, Tellegen, 1996). Кроме того, психологи и социологи активно
исследуют трудовую У. (англ. job satisfaction) и У. браком (англ. marital satisfaction). (Б. М.)
УЗНАВАНИЕ (англ. recognition) отождествление (идентификация перцептивная), признание
воспринимаемого объекта как уже известного по прошлому опыту. У. основано на операции сличения
наличного впечатления с соответствующими следами памяти.
Эти следы выступают в процессе
сличения как эталоны опознавательных признаков воспринимаемого предмета или явления. Различается
У. индивидуальное и родовое. В процессе индивидуального У. идентифицируется к.-л.
индивидуальный объект. В итоге он фиксируется как именно тот самый, который встречался раньше.
Родовое У. это опознание (категоризация) вариативного предмета или явления, напр. некоторой
геометрической фигуры. Узнать вариативный объект значит отнести его к к.-л. известному классу
объектов.
У. (как и опознание) м. б. сукцессивным и симультанным. Сукцессивное (последовательное) У.
характеризуется стадийностью. Оно связано с выдвижением и перебором гипотез. При этом сначала
возникает лишь чувство знакомости, которое затем переходит на уровень полного опознания предмета
или явления. Симультанное (мгновенное) У. имеет место тогда, когда объект хорошо знаком и условия
его восприятия не затруднены.
Особое явление представляет собой ложное У., когда человек переживает как знакомые впервые
воспринимаемые объекты (феномен «уже пережитого» фр. deja vu). См. Псевдопамять.
УЗНАДЗЕ ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1886-1950) сов. психолог и философ, автор
общепсихологической теории установки, создатель грузинской психологической школы, один из
основателей Тбилисского ун-та, где создал отделение и кафедру психологии АН Грузии. Образование
получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913).
У. был согласен с З. Фрейдом в том, что сознательные процессы не исчерпывают всего
содержания психики, однако теория и понятие установки задумывались им как антиподы и конкуренты
теории психоанализа и понятия бессознательного в учении Фрейда. У. понимал установку как
«границу» между психическим (субъективным) и физическим (объективным), которая не только
разъединяет, но и объединяет эти ряды явлений (а также связывает психическое с психическим). Такой
подход, по мысли У., позволяет преодолеть свойственный всей традиционной психологии «постулат
|