Navigation bar
  Print document Start Previous page
 516 of 640 
Next page End  

требуется не пассивное созерцание, а практическая деятельность, активно изменяющая вещь. См.
Эвристика, Энтимемы.
УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (англ. mental retardation) стойкое, необратимое нарушение
психического развития, в первую очередь интеллектуального, обусловленного недостаточностью ц. н. с.
У. о. имеет разную этиологию (причины).
Наиболее распространенная форма У. о. — олигофрения (от греч. oligos — немногий + phren
ум). Выделяются 2 основные группы: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями
(роль которых в возникновении У. о. все больше возрастает по мере совершенствования методов
диагностики); б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами,
алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток
родителей и плода. Имеют также значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во
время беременности, несовместимость крови матери и плода.
Для клинико-психологической структуры олигофрении характерны 2 основных признака:
тотальность и иерархичность. Тотальность проявляется в недоразвитии всех нервно-психических
процессов и в определенной мере даже соматических функций, начиная от врожденной
несформированности внутренних органов (пороков сердца, др. систем), недоразвития костной и
мышечной ткани, сенсорики, моторики, эмоций и кончая высшими психическими функциями,
такими
как речь и мышление, несформированностью личности в целом.
Иерархичность нарушений выражается в том, что недостаточность гнозиса, праксиса, памяти,
эмоций,
как правило, проявляется в меньшей степени, чем недоразвитие мышления. Эта же
закономерность распространяется и на нейродинамические процессы, явления нарушения подвижности
(инертность),
характерные для олигофрении, в большей степени наблюдаются в интеллектуально-
речевой сфере и меньше — в сенсомоторной. Недоразвитие высших форм познавательной деятельности
вторично задерживает развитие др. психических функций. Поэтому степень их недоразвития большей
частью соответствует тяжести интеллектуального дефекта. Большая сохранность одних психических
функций по сравнению с др. создает условия для адресных форм психолого-педагогической коррекции.
Так, при первично низком уровне развития моторных навыков обучение позволяет достичь
значительного прогресса даже у детей с выраженной формой олигофрении. В эмоциональной сфере при
недоразвитии высших форм остаются относительно сохранными «симпатические» эмоции: сочувствия,
переживания, стыда, обиды и т. д. Этот момент имеет большое значение в воспитании умственно
отсталых детей.
По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на 3 группы:
идиотия, имбецильность и дебильность.
Идиотия (от греч. idioteia невежество) наиболее тяжелая форма У. о. (IQ ? 20). Активная
речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено.
Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в
локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне
примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения витальных
(инстинктивных) потребностей.
Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и
более легкие случаи. Однако поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен,
возможности больных крайне ограниченны.
Имбецильность (от лат. imbecillus слабый телом, вялый) выраженное психическое
недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии (см. Эхолалия).
Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к
обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при
обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные
эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в
незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.
Дебильность (от лат. debilis увечный, слабый) легкое психическое недоразвитие (IQ = 50-
70). Наиболее распространенная форма У. о. При дебильности больные способны к обучению по
специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако в процессе обучения
обнаруживается явная недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций.
При дебильности более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно
развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны
социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их
повышенную внушаемость,
подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному
Hosted by uCoz