Navigation bar
  Print document Start Previous page
 520 of 640 
Next page End  

формирования учебной деятельности служат здесь учебные задачи,
специально направляющие
активность школьников на приобретение необходимых теоретических знаний и практических умений (в
отличие, напр., от игры, где У. выступает как ее побочный продукт). Так, перед школьниками прямо
ставятся учебные задачи по овладению понятием числа или некоторого физического закона. При
решении этих задач у детей с помощью учителя формируется познавательная деятельность, адекватная
той, которая осуществлялась людьми при создании понятий.
Эта деятельность строится по внешним
образцам и на дидактическом материале, представленном наглядно или через словесные описания.
Учебная работа школьника состоит в практическом или мысленном расчленении материала на
компоненты и в новом их объединении (анализ и синтез), в выделении существенных компонентов, в
прослеживании их связей с внешними проявлениями объекта (абстракция и обобщение).
Происходит
целенаправленное мысленное создание учащимися объекта изучаемых понятий. Внутри этой
деятельности осуществляется запоминание его сторон, способов их связи, а также приемов применения
в практических ситуациях. Основными звеньями У., протекающего в условиях решения учебной задачи,
выступают предметная и мысленная работа с дидактическим материалом, запоминание (непроизвольное
и произвольное) его содержания и последующее применение знаний на практике. См. также
Умственные действия.
УСЛОВНЫЙ РЕФЛЕКС (англ. conditional reflex)
— временнАя связь,
вырабатываемая путем
сочетания условного и безусловного раздражителей. У. р. осуществляется высшими отделами мозга и
основан на временных связях, образующихся между определенными нервными структурами в
индивидуальном опыте животного и человека. Безусловные рефлексы в принципе одинаковы у всех
представителей одного вида, а У. р. индивидуальны и бесконечно разнообразны. Термин «У. р.» был
введен И. П. Павловым (то же самое В. М. Бехтерев и др. рефлексологи называли «сочетательным
рефлексом». —
Ред.). На основе экспериментальных исследований Павлов сформулировал правила
выработки У. р. и закономерности их проявления.
Основное условие образования У. р. — наличие подкрепления:
совпадение или близость во
времени (однократное, но гораздо чаще многократное) индифферентного раздражителя с безусловным
при некотором опережении первого. В результате индифферентный раздражитель начинает вызывать
ответную реакцию, которую ранее он никогда не вызывал. Напр., если сочетать сигнал звонка или
вспышку электролампы с кормлением животного, то начинается пищевая реакция (слюноотделение,
поворот головы, пробежка в сторону кормушки и т. п.), которую без сочетания никогда бы не вызывал.
Характерная черта У. р. — их временный характер. Если основное условие выработки У. р. перестает
соблюдаться и условный раздражитель не подкрепляется безусловным, то временная связь
тормозится, а У. р. исчезает.
Это торможение, по Павлову, относится к «внутреннему (условному) торможению». Основная
причина развития внутреннего торможения — неподкрепление условных раздражителей или их
отдельных компонентов. Различают несколько видов такого торможения: 1) угасательное,
которое
вырабатывается при однократном или многократном неподкреплении условного раздражителя; 2)
дифференцировочное при неподкреплении одного из индифферентных раздражителей и
продолжающемся подкреплении др.; 3) условное (в узком смысле), возникающее, когда ранее
выработанный и продолжавший подкрепляться условный сигнал перестает получать подкрепление в
сочетании с к.-л. новым агентом (который называется «условным тормозом»). Если подкрепление
отодвигается во времени, от действия сигнального раздражителя, то развивается запаздывающее
торможение,
занимающее период между началом действия условного сигнала и отсроченным
подкреплением.
Проявлением безусловного торможения являются внешнее и запредельное торможение.
Внешнее торможение подавление условно-рефлекторной деятельности при действии (побочного)
экстрастимула, вызывающего ориентировочную реакцию,
или при экстренном переключении н. с. на
более значимое событие (см. Башня молчания).
Запредельное торможение возникает в нервных
клетках коры при воздействии очень сильными раздражителями. Основная его функция —
препятствовать разрушению клеток под влиянием чрезвычайных по силе возбуждений. Поэтому
запредельное торможение называется также охранительным (см. также Парабиоз).
Установлено, что на один и тот же раздражитель в неодинаковых условиях (разное время дня,
освещение, разные экспериментальные камеры и т. п.) можно выработать разные У. р. Напр., если звук
высотой 1000 Гц в одной камере подкреплять пищей, а в др. — раздражением лапы животного током, то
в 1-й камере этот звук становится сигналом пищевого У. р., а во 2-й — оборонительного рефлекса. Это
явление получило название переключения У. р., или условнорефлекторного переключения.
Hosted by uCoz