деятельностный подход или психологическая теория деятельности. Нач. этому было положено в
замечательных исследованиях разнообразных психических действий,
а не с теории, не со структуры
деятельности, артикулированных значительно позже. Изучению подвергались: простейшие орудийные
действия ребенка (Гальперин); сенсорные действия, в т. ч. цветочувствительность кожи ладони (Аснин,
Запорожец, Леонтьев); двигательные навыки, в т. ч. формируемые неосознанно (Аснин); умственные
действия, формируемые в контексте наглядно-действенного и логического мышления (Аснин,
Запорожец, Хоменко); формирование образа в условиях активного и пассивного осязания (Т.
О.
Гиневская, Л. И. Котлярова); мнемические действия при произвольном и непроизвольном запоминании
(Зинченко); генезис эстетического восприятия у детей (Д. М. Ареновская, Запорожец,
Хоменко);
осознание речи в процессах игры у дошкольников (Луков); формирование понятийного мышления у
детей (Концевая).
Лурия продолжал исследования аффективной сферы и в 1937 г. защитил в Харькове докторскую
диссертацию. Разумеется, на методах и результатах исследований продолжало сказываться влияние
Выготского, труды которого к середине 1930-х гг. были запрещены. После перерыва, вызванного
войной (1941-1945) многие исследования продолжились в М. и Харькове. (В. П. Зинченко.)
ХАХА-ПЕРЕЖИВАНИЕ
термин, который по аналогии с бюлеровским термином ага-
переживание, предложил Артур Кестлер (Koestler, 1964) для обозначения комического переживания от
шутки, остроты, анекдота и т. д. (Б. М.)
ХОЛЕРИК см. Темперамент.
ХОЛЛ СТЕНЛИ (Hall, 1844-1924) амер. психолог, один из основателей педологии и амер.
экспериментальной психологии;
автор работ по детской и педагогической психологии,
в которых
использовал результаты созданных им опросников детей различных возрастов. Впоследствии
опросники Х. были подвергнуты критике за субъективность (Т. Рибо), поскольку вопросы предполагали
самонаблюдение детей над своим собственным сознанием. Придерживался теории рекапитуляции (см.
также Биогенетический закон, Периодизация психического развития), согласно которой ребенок в своем
психическом развитии кратко повторяет стадии развития психики человеческого рода. Очевидная
биологизация психического развития детей в данной концепции Х. была подвергнута справедливой
критике в трудах специалистов по детской психологии последующего периода, в т. ч. К. Н. Корнилова,
Л. С. Выготского и Д. Б. Эльконина. (Е. Е. Соколова.)
ХОЛОТРОПИЧЕСКАЯ ТЕРАПИЯ (от греч. holos
целый + tropos
двигаться в
направлении к чему-то) теория и практика глубинной психотерапии и самоисследования,
разработанные Станиславом и Кристиной Гроф. К др. методам глубинной психотерапии в измененном
состоянии сознания (ИСС) относятся: реб¸финг,
вайвэйшн, интерактивная психотерапия (см.
Психотерапия интерактивная),
нейро-лингвистическое программирование, недирективный гипноз М.
Эриксона и т. п.).
Теоретической базой Х. т. служит расширенная картография внутреннего пространства,
полученная в результате психоделических исследований. Феноменологическое описание переживаний в
ИСС включает 4 уровня человеческой психики и соответствующего им опыта. 1. Сенсорный опыт
сильные переживания, происходящие в любой сенсорной зоне, но лишенные к.-л. персонального
символического смысла. Активизирующие образы могут не вскрывать бессознательного и не иметь
никакого психотерапевтического значения. 2. Психодинамический (биографический) опыт связан с
важнейшими негативными и позитивными событиями жизни человека, несущими сильный
эмоциональный заряд. На этом уровне при погружениях в ИСС может актуализироваться не решенный
ранее конфликт, значимое приятное воспоминание, вытесненное из сознания и не интегрированное с
ним, травмирующее переживание и т. п. 3. Перинатальный (добиографический) опыт состоит в
переживаниях повторного биологического рождения, умирания и смерти, безысходности и удушья,
мучительного чувства вины и греховности, сильных телесных и душевных мук, возрождения и
спасения. 4. Трансперсональный (сверхбиографический) опыт включает переживания: 1) временного
расширения сознания (переживания предков, постинкарнационный опыт, филогенетический опыт и т.
д.); 2) пространственного расширения сознания (идентификация с др. личностями, животными,
растениями, планетарное сознание и т. д.); 3) пространственного сужения сознания до уровня
отдельного органа; 4) ощущения иной реальности (архетипические переживания, восприятие сложных
мифологических сюжетов, интуитивное понимание сакральных символов и т. д.).
Практическая техника Х. т. включает в себя интенсивное дыхание, побуждающую музыку и
сфокусированную работу с телом. Возникающие при гипервентиляции ИСС обладают, с т. зр. С. Грофа,
мощным целительным, трансформирующим и эволюционным потенциалом. Главная цель Х. т.
|