планированию Межд. эргономического сообщества определил технологию Ч.-с. и. как технологию
наиболее полно отражающую суть научной дисциплины Человеческий фактор (Эргономика).
(К. В.
Самойлов.)
ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД (в психотерапии) (англ. person-centered
approach)
2-я по своей распространенности в мире после психоанализа система
психотерапевтической и консультационной работы с человеком, разработанная амер. психологом К.
Роджерсом одним из основоположников гуманистической психологии.
Возникнув в 1940-е гг. в
качестве недирективной, или клиенто-центрированной, психотерапии данный подход получил
чрезвычайное распространение в 1960-70-е гг., и до сегодняшнего дня он оказывает явное влияние на
всю область психотерапевтической и консультационной практики.
Основные положения Ч.-ц. п.: во-первых, внутренняя природа (или сущность) человека
позитивна, конструктивна и социальна и, во-вторых, эта природа начинает обнаруживать и проявлять
себя в человеке каждый раз, когда в его взаимоотношениях с др. человеком (др. людьми) существует
атмосфера безусловного позитивного принятия, эмпатического понимания и конгруэнтного
самопредъявления. Главная задача психотерапевта создать такую атмосферу общения с клиентом, т.
е.: а) принимать его без к.-л. предварительных условий, таким, каков он есть; б) понимать клиента, не
оценивая, но сопереживая ему, понимать его не умом, но сердцем; и в) быть с клиентом, открыто и
откровенно общаясь с ним, не скрываясь и не прячась от него за маской профессионала-эксперта.
Только такое общение терапевтично. Именно оно актуализирует, стимулирует и усиливает
фасилитирует позитивную природу (внутренний потенциал) человека, следствием и проявлением
чего и оказывается собственно психотерапевтический эффект психическое исцеление, оздоровление
и развитие человека.
Ч.-ц. п., изначально возникший благодаря работам Роджерса в сфере индивидуальной
психотерапии
и психологического консультирования, получил впоследствии применение и
распространение в таких областях, как психология личности, педагогика и педагогическая психология,
социальная психология, психология семьи, политическая психология.
Современная психотерапевтическая практика в русле Ч.-ц. п. продолжает развиваться и
совершенствоваться, она включает не только индивидуальную, но и групповую работу (напр., «группы
встреч»
разновидность групповой психологической работы в целях стимулирования личностного
роста участников в атмосфере безусловного позитивного принятия эмпатии и конгруэнтности),
не
только вербальные, но и невербальные техники самоисследования (напр., «экспрессивную
психотерапию» работу с клиентом средствами живописи, ваяния, танца, пения (N. Rogers, 1993). (А.
Б. Орлов.)
ЧЕЛОВЕКО-ЦЕНТРИРОВАННЫЙ ПОДХОД (в эргономике) (англ. human-centered
approach)
подход к распределению функций и задач между человеком и машиной,
рассматривающий, с одной стороны, логику и суть деятельности человека, его мотивацию, отношение к
процессу и результату деятельности, а с др. технические возможности и ограничения машины и на
этой основе проектирующий взаимодействие человекмашинасреда. См. Эргономика.
(К. В.
Самойлов.)
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА см. Натура.
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ (англ. human factors).
1. Психологические, физиологические, антропометрические и др. характеристики человека, его
возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его взаимодействия с объектом
управления. См. Эргономика.
2. Этот термин используется часто и как син. для термина «эргономика».
ЧЕЛПАНОВ ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862-1936) рос. философ и психолог. Создатель 1-го
в России ин-та экспериментальной психологии при Московском ун-те (1912, официальное открытие
1914). В теоретическом плане придерживался позиций эмпирической интроспективной психологии
сознания, близкой к структурализму Э. Титченера.
В решении психофизической проблемы защищал
концепцию психофизического параллелизма,
критикуя материалистическую т. зр. на природу
психического. Известен также как популяризатор психологической науки и автор неоднократно
переиздававшихся учебников по психологии. (Е. Е. Соколова.)
Добавление: С нач. 1920-х гг. Ч. подвергался жестокой идеологической критике прежде всего за
скептическое отношение к большевистской реформе образования: реформа предназначена как будто не
для родного народа, а для колонии. Особенно преуспел в критике ученик Ч. К. Н. Корнилов, открывший
своим письмом в ЦК ВКП(б) с обвинениями в адрес Ч., эпоху доносительства в психологии. Письмо
|