определенные стимулы).
При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет
физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с т.
зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, с др. Явный механицизм Б. в понимании
поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых
нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т. о. сознания он не считал его предметом
научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов
(гештальт-психологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма
(см. Толмен, Халл).
Представители последнего стали «вставлять» в схему SR «промежуточные
переменные» (образ, цель, потребность и др.), т. е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в
концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются
постулаты классического Б.
До 1960-х гг. Б. и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер.
психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная
терапия,
см. Модификация поведения),
социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо,
Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение),
психологию рекламы и т. п. (Е. Е.
Соколова.)
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД (англ. twin studies)
один из основных типов исследований в
психогенетике (генетике поведения),
идея которого впервые выдвинута Ф. Гальтоном (1875).
Логические основания Б. м. след.: 1) существует 2 типа близнецов
монозиготные (МЗ) с
идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и
сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ
пар. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную
роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом,
то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант Б. м. получил
название метода парных сравнений (или контрастных групп).
В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных МЗ близнецов, метод
контрольного близнеца, метод близнецовой пары. Б. м. имеет недостатки, связанные с
особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок
при использовании Б. м. является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых
влияний для МЗ и ДЗ близнецов. Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ
по сравнению с ДЗ близнецами. В связи с этим при изучении психологических признаков с помощью Б.
м. необходимо проводить специальный анализ тех переменных близнецовой среды, которые значимы
для формирования исследуемого признака и внутрипарного сходства по нему у близнецов.
Преодолеть некоторые недостатки Б. м. позволяет также его сочетание с генеалогическим и
популяционным методами (см. Психогенетика).
Помимо решения психогенетических задач
применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия
«среда» и дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии личности,
социальной психологии и в др. областях психологической науки. (И. В. Равич-Щербо.)
БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) см. Оптическая система глаза.
БЛОКИ МОЗГА (англ. brain blocks)
структурно-функциональная модель мозговой
организации высших психических функций человека, разработанная в нейропсихологии А. Р. Лурия для
объяснения интегративной деятельности мозга как единой системы. Согласно данной модели, каждая
высшая психическая функция,
интерпретируемая как сложная сознательная форма психической
деятельности, реализуется при участии 3 Б. м., каждый из которых вносит специфический вклад в ее
осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими
принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации
психической функции.
1-й Б. м.
блок регуляции уровня активации мозга, его тонуса; включает неспецифические
структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга,
диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и
височных долей мозга. Он обеспечивает уровень общей и избирательной активации, необходимый для
осуществления психической функции. С дефектами этого Б. м. связаны, напр., модально-
неспецифические расстройства памяти.
2-й Б. м.
блок приема, переработки и хранения информации; включает основные
анализаторные системы (зрительную, слуховую, кожно-кинестезическую), корковые зоны которых
|