Navigation bar
  Print document Start Previous page
 56 of 640 
Next page End  

определенные стимулы).
При этом Б. не интересуется сутью собственно физиологических процессов (это предмет
физиологии, а не психологии), с одной стороны, и переживаниями индивида, которые невозможно, с т.
зр. бихевиориста, объективно подтвердить и исследовать, — с др. Явный механицизм Б. в понимании
поведения и неявное «интроспекционистское» понимание сознания как совокупности сознаваемых
нами состояний (Б. не отрицал наличия понимаемого т. о. сознания — он не считал его предметом
научного исследования) вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов
(гештальт-психологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма
(см. Толмен, Халл).
Представители последнего стали «вставлять» в схему SR «промежуточные
переменные» (образ, цель, потребность и др.), т. е. ревизовать основные положения Б. Вместе с тем в
концепции оперантного бихевиоризма Б. Скиннера (с 1930-х гг.) возрождаются и даже усиливаются
постулаты классического Б.
До 1960-х гг. Б. и необихевиоризм занимали господствующее положение среди концепций амер.
психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы психотерапии (бихевиоральная
терапия,
см. Модификация поведения),
социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо,
Дж. Келли и др.), методы обучения (программированное обучение),
психологию рекламы и т. п. (Е. Е.
Соколова.)
БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД (англ. twin studies)
один из основных типов исследований в
психогенетике (генетике поведения),
идея которого впервые выдвинута Ф. Гальтоном (1875).
Логические основания Б. м. след.: 1) существует 2 типа близнецов —
монозиготные (МЗ) с
идентичным генотипом и дизиготные (ДЗ), генотипы которых различаются, как у обычных братьев и
сестер; 2) постулируется примерное равенство постнатальных средовых влияний для членов МЗ и ДЗ
пар. Сопоставление внутрипарного сходства у МЗ и ДЗ дает возможность определить относительную
роль генотипа и среды в детерминации изучаемого признака. Если признак контролируется генотипом,
то сходство МЗ должно значительно превосходить сходство ДЗ близнецов. Такой вариант Б. м. получил
название метода парных сравнений (или контрастных групп).
В настоящее время в психологии используют также: метод разлученных МЗ близнецов, метод
контрольного близнеца, метод близнецовой пары. Б. м. имеет недостатки, связанные с
особенностями пре- и постнатального периода развития близнецов. Существенной причиной ошибок
при использовании Б. м. является недостаточная корректность допущения о равенстве средовых
влияний для МЗ и ДЗ близнецов. Имеются достоверные данные о неодинаковых условиях развития МЗ
по сравнению с ДЗ близнецами. В связи с этим при изучении психологических признаков с помощью Б.
м. необходимо проводить специальный анализ тех переменных близнецовой среды, которые значимы
для формирования исследуемого признака и внутрипарного сходства по нему у близнецов.
Преодолеть некоторые недостатки Б. м. позволяет также его сочетание с генеалогическим и
популяционным методами (см. Психогенетика).
Помимо решения психогенетических задач
применение различных вариантов Б. м. позволяет раскрыть психологическое содержание понятия
«среда» и дает новые возможности для проведения исследований по проблемам психологии личности,
социальной психологии и в др. областях психологической науки. (И. В. Равич-Щербо.)
БЛИЗОРУКОСТЬ (миопия) см. Оптическая система глаза.
БЛОКИ МОЗГА (англ. brain blocks)
структурно-функциональная модель мозговой
организации высших психических функций человека, разработанная в нейропсихологии А. Р. Лурия для
объяснения интегративной деятельности мозга как единой системы. Согласно данной модели, каждая
высшая психическая функция,
интерпретируемая как сложная сознательная форма психической
деятельности, реализуется при участии 3 Б. м., каждый из которых вносит специфический вклад в ее
осуществление и характеризуется определенными особенностями строения и физиологическими
принципами, лежащими в основе его работы, а также той ролью, которую он играет в реализации
психической функции.
1-й Б. м.
— блок регуляции уровня активации мозга, его тонуса; включает неспецифические
структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга,
диэнцефальных отделов ствола, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и
височных долей мозга. Он обеспечивает уровень общей и избирательной активации, необходимый для
осуществления психической функции. С дефектами этого Б. м. связаны, напр., модально-
неспецифические расстройства памяти.
2-й Б. м.
— блок приема, переработки и хранения информации; включает основные
анализаторные системы (зрительную, слуховую, кожно-кинестезическую), корковые зоны которых
Hosted by uCoz