использовать более широкий круг статистических методов. Ограничения: 1) трудоемкость
конструирования; 2) необходимость по возможности минимизировать влияние на экспертов их
собственных аттитюдов, что обычно достигается за счет большого числа экспертов (напр., при создании
шкалы аттитюдов к религии Терстоун пользовался услугами 300 чел.). См. Аттитюда измерение,
Измерения в психологии. (И. А. Мещерякова.)
ШКАЛИРОВАНИЕ (англ. scaling)
см. Аттитюда измерение, Методы шкалирования,
Шкалирование многомерное, Шкалирование неметрическое.
ШКАЛИРОВАНИЕ МНОГОМЕРНОЕ (англ. multidimensional scaling)
вид шкалирования,
которое в большинстве случаев основано на неметрических методах оценки сходства и различия между
сигналами (см. Шкалирование неметрическое).
Ш. м. занимает особое место среди методов
(психофизического) шкалирования.
Особенность Ш. м. состоит в том, что с помощью единой
процедуры измеряется сразу несколько параметров, по которым различаются сигналы. При этом на
исходные оценки накладываются достаточно слабые ограничения: достаточно, чтобы они представляли
собой величины на шкале порядка. Напр., испытуемые используют для оценки пар стимулов 10-
балльную шкалу от 0 (нет различия) до 9 (максимальное различие). После соответствующей
обработки экспериментальных данных (матриц различия)
определяется структура базисного
субъективного пространства, которое, как правило, интерпретируют в терминах геометрического (чаще
Евклидова) пространства. При этом каждый стимул представлен точкой или вектором в пространстве
минимально возможной размерности так, чтобы сохранялась монотонность соответствия межточечных
расстояний (различий параметров векторов) исходным оценкам. Одним из преимуществ Ш. м. является
то, что 2 неметрических по своему содержанию условия (монотонности и минимальной размерности)
позволяют получить полную метрическую информацию из порядковых данных.
Особую трудность в Ш. м. представляет разработка теоретических основ построения
многомерных шкал, но, несмотря на это, Ш. м. вполне оправдало себя в исследованиях цветового
зрения, вкусового ощущения, восприятия запаха и т. д. См. Измерения в психологии. (Ч. А. Измайлов.)
ШКАЛИРОВАНИЕ НЕМЕТРИЧЕСКОЕ (англ. nonmetric scaling)
вид шкалирования,
которое используется в тех случаях, когда физическая метрика стимула (точнее, определенного
параметра стимула) не м. б. однозначно определена напр., при предъявлении вкусовых веществ или
одорантов (запахов) разного качества и т. п. Чаще всего задача испытуемого состоит в оценке степени
сходства или различия 2 сигналов, предъявляемых одновременно или последовательно. При этом
оценка может даваться в терминах «больше меньше» либо в баллах по шкале, определяемой
инструкцией эксперимента. На основании полученных данных строятся матрицы сходства или различия
между сигналами с последующей их обработкой с помощью специальных алгоритмов.
Др. разновидностью Ш. н. является субъективная оценка таких атрибутов (стимула, событий,
объектов), которые в принципе не м. б. метризованы по своим физическим параметрам (эстетическая
оценка произведений искусства, качества почерка, оценка тяжести преступления, предпочтение к.-л.
политиков и т. п.). Сюда же м. б. отнесены гедонистические оценки (приятности или неприятности)
вкуса, запаха и т. д.
С. Стивенс предложил использовать для шкалирования неметрических атрибутов
кроссмодальное сравнение с теми сенсорными модальностями, психофизическая метрика которых
заранее известна, однако этот метод не нашел широкого применения в психофизике.
Первые попытки
метризировать неметрические шкалы суждения (в частности, шкалы предпочтения) были предприняты
в 1920-е гг.
Л. Терстоуном,
который создал для этого достаточно простую и вместе с тем надежную
процедуру (см. Шкала Терстоуна).
Более сложный вариант математической обработки это
«развертывающая процедура», описанная К. Кумбсом. См. Измерения в психологии. (Ч. А. Измайлов.)
ШПЕТ ГУСТАВ ГУСТАВОВИЧ (1879-1937) рос. сов. философ, психолог, лингвист,
человек высочайшей европейской культуры, оказавшийся в последнее десятилетие своей жизни в
скверной рос. истории (расстрелян в 1937 г.). Ш. внес большой вклад в. создание Психологического ин-
та (в М.), в работу Гос. академии художественных наук, был ее вице-президентом, в психологическое
образование: в разное время его лекции слушали Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Л.
И. Божович и др. Работал над проблемами феноменологии, мысли и слова, внутренней формы слова,
смысла, значения, сознания, этнопсихологии, психологии искусства, герменевтики,
истории
отечественной философии и образования. Научное наследие Ш. начало осваиваться психологами лишь
в последние годы. (В. П. Зинченко.)
ШПИЛЬРЕЙН ИСААК НАФТУЛЬЕВИЧ (1891-1937) сов. психолог, один из создателей
отечественной психотехники.
Разрабатывал г. о. проблемы психологии труда:
рационализации труда,
|