вспышек более заметны для наблюдателя по сравнению с равной по яркости одиночной вспышкой,
длительность которой равна суммарной длительности нескольких вспышек. Длительность вспышки,
при которой ее видимая яркость достигает максимума, зависит от интенсивности стимула, уменьшаясь
при возрастании уровня адаптации. Она зависит также от цветности стимула: медленнее развиваются во
времени ощущения, вызываемые синим светом, быстрее красным. (Б. М.)
БРОКА ЦЕНТР (англ. Broca's area; по имени фр. антрополога и хирурга П. Брока) участок
коры головного мозга, расположенный в задненижней части 3-й лобной извилины левого полушария (у
правшей), обеспечивающий моторную организацию речи. При поражении Б. ц. возникает т. н. афазия
Брока, или эфферентная моторная афазия по классификации А. Р. Лурия (см. Афазия) невозможность
произношения отдельных звуков речи, слогов или слов из-за дефектов объединения отдельных речевых
движений в единый речевой акт. В осуществлении моторной функции речи помимо Б. ц. принимают
участие и др. зоны коры мозга: нижние отделы постцентральной области левого полушария,
премоторные и префронтальные отделы коры. См. также Вернике центр, Нейролингвистика.
(Е. Д.
Хомская)
БРУШЛИНСКИЙ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ (1933-2002) рос. психолог, член-
корреспондент РАН, один из ближайших учеников и последователей С. Л. Рубинштейна.
С позиций
субъектно-деятельностного подхода исследовал основания психологической науки, природу
психологии субъекта, закономерности мышления,
тенденции развития психологической науки в XX
столетии. Разработал континуально-генетический метод исследования психики человека. Предложил
теорию мышления как непрерывного процесса прогнозирования субъектом исходно неизвестного
решения задачи; раскрыл соотношение личностных и процессуальных аспектов мышления; описал
новый вид инсайта «немгновенный инстайт». (В. А. Барабанщиков.)
БУЛИМИЯ см. Ощущения органические.
БУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ (англ. bulbar paralysis)
паралич черепных нервов
(языкоглоточного, блуждающего и подъязычного), ядра которых располагаются в продолговатом мозге.
Проявляется г. о. расстройством глотания (дисфагия) и речи (дизартрия).
См. Речи расстройства.
Дадим пояснение к термину Б. п.: прежнее название продолговатого мозга
bulbus cerebri
(современное название medulla oblongata) сохраняется в названиях ряда симптомов и синдромов («Б.
п.», «псевдобульбарный паралич»), а также в анатомических названиях (напр. бульбарная пирамида). (Б.
М.)
БУМЕРАНГА ЭФФЕКТ см. Эффект бумеранга.
БЭКОН ФРЭНСИС (Bacon, 1561-1626) англ. философ, разрабатывавший проблемы
методологии эмпирического познания. В психологии особую роль сыграло учение Б. об «идолах
познания», т. е. заблуждениях человеческого разума,
не позволяющих эмпирически изучать
психические явления «как они есть» без апелляции к душе как особой сущности, лежащей «за»
психическими явлениями (см. Антропоморфизм).
Средством освобождения от «идолов» являются, по
Б., соответствующие «орудия разума», под которыми понимаются, в частности, методы индуктивной
логики и эксперимент. Т. о., Б. сыграл свою роль в переходе от умозрительной метафизической
психологии души к эмпирической психологии сознания. Идеи Б. о роли вспомогательных средств в
познании нашли своеобразный отклик в XX в. в культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.
(Е. Е. Соколова.)
БЭН АЛЕКСАНДР (Bain, 1818-1903) англ. психолог, представитель ассоциативной
психологии.
В творчестве Б. появляются моменты, объективно сыгравшие свою роль в разложении
системы ассоциативной психологии: 1) идеи о спонтанной активности н. с., проявления которой
(движения) закрепляются, если они сопровождаются чувством удовольствия (из чего впоследствии
выросло учение о формировании навыков путем «проб и ошибок»); 2) положение о том, что ассоциации
не могут образовываться без особой активности ума, которая не одинакова у разных людей; 3)
признание существования т. н. творческих ассоциаций, объясняющих, по Б., возникновение новых
продуктов, не определяемых просто суммой полученных в опыте ощущений. (Е. Е. Соколова.)
БЮЛЕР КАРЛ (Buhler, 1879-1963) нем.-австрийский психолог. В 1-й период своего
творчества входил в Вюрцбургскую школу,
где ему принадлежит главная заслуга в доказательстве
«безобразности» процесса мышления (см. Мышление без-образное).
Во 2-й период творчества (после
Первой мировой войны) разрабатывал проблемы эволюции психики, выдвинув концепцию 3 стадий
развития (инстинкта, навыка и интеллекта),
широко дискутировавшуюся затем в психологии.
Известен своими работами в области языкознания, а также концепцией выхода из психологического
кризиса («Кризис психологии», 1927), в которой считал возможным интегрировать имевшиеся в то
|