В настоящее время системы В. р. используются в различных тренажерах (автомобильные, самолетные
и космические тренажеры, тренажеры для обучения работы на сложном оборудовании, боевые
тренажеры), в сложных ситуативных компьютерных играх, а также в обучающих системах,
предназначенных для освоения стратегии и тактики принятия решений в сложных, быстро меняющихся
условиях. Принципиально новые аспекты систем В. р. появились в связи с возникновением глобальной
сети INTERNET, которая позволяет создавать ничем не ограниченные возможности путешествия в
виртуальных мирах.
Предпосылками возникновения идеологии В. р. были литература и искусство. В определенном
смысле В. р. можно считать продолжением развития изобразительных средств искусства. Но В. р.
выходит далеко за пределы просто изобразительных средств. Она становится средством моделирования
и исследования реального мира, а в некоторых случаях его подмены. На этот аспект В. р. обратили
внимание писатели-фантасты. В особенности следует отметить идеи feelie (неологизм; от англ. feeling
ощущение, переживание) Олдоса Хаксли («Brave New World») и фантоматики Станислава Лема
(«Сумма Технологии»).
Разработка систем В. р. м. б. представлена 4 основными компонентами: 1) система отображения
и передачи информации человеку; 2) система обработки информации, передаваемой от человека
компьютеру; 3) система создания виртуальных образов и логико-семантической структуры виртуальных
событий; 4) система передачи информации от компьютера к человеку.
В связи с этим можно выделить след. основные психологические проблемы В. р.: 1) проблема
психофизиологического взаимодействия человеккомпьютер;
2) проблема логической и
семантической достоверности В. р.; 3) проблема совместимости интеллектуального и эмоционального
мира человека и систем В. р.; 4) проблема психологической безопасности систем В. р.
В настоящее время в качестве технических средств реализации В. р. используются след.
системы: стереоочки-мониторы, шлем с наушниками и мониторами, сенсорные перчатки,
информационный костюм, «виртуальная сфера». Манипулируя перчатками или меняя положение тела в
информационном костюме, человек способен взаимодействовать с В. р., управляя ее объектами.
«Виртуальная сфера» может создавать иллюзию перемещения в пространстве.
Дальнейшее развитие систем В. р. следует связывать с такими направлениями, как создание
нейрокомпьютерных устройств обработки информации и технологии непосредственного кодирования и
передачи информации в сенсорную систему человека, минуя его органы чувств. (Ю. Т. Каганов.)
ВИСОЧНЫЙ СИНДРОМ см. Синдромы нейропсихологические.
ВКУС (англ. taste, gustatory sense)
восприятие свойств раздражителей, воздействующих на
рецепторы рта, в виде вкусовых ощущений (горького, кислого, сладкого, соленого и их комбинаций).
Адекватными раздражителями для В. являются разнообразные химические вещества. Поэтому В.
представляет собой один из видов хеморецепции. Ощущение В. вызывают вещества, растворимые в
воде и способные хорошо стимулировать деятельность вкусовых рецепторов.
Для объяснения механизма возникновения В. существуют 2 гипотезы: аналитическая и
энзиматическая.
Согласно 1-й, вкусовой стимул взаимодействует с белковоподобным веществом
вкусового рецептора и образует тонизированный продукт, концентрация которого определяет величину
нервной энергии. Согласно 2-й гипотезе, рецепторы возбуждаются вследствие взаимодействия
вкусового стимула с ферментами вблизи нервных окончаний; происходящие при этом ионные сдвиги
вызывают генерацию импульсов. Аналитическая гипотеза все больше подтверждается. Из вкусовых
сосочков выделены рецепторные чувствительные фракции белковых макромолекул, образующих
комплекс со сладкими и горькими веществами. Прочность образования комплекса зависит от
концентрации вкусового вещества, порога чувствительности к нему и степени его «горькости» или
«сладкости». При последовательном апробировании ряда веществ возникает вкусовой контраст:
после
соленого пресная вода кажется сладкой. Целостное вкусовое качество возникает в результате
функционирования вкусовых, тактильных, температурных, обонятельных рецепторов.
ВКУСОВОЙ АНАЛИЗАТОР (англ. taste system)
нейрофизиологическая система,
осуществляющая анализ веществ, поступающих в полость рта. Состоит из периферического отдела,
специфических нервных волокон, подкорковых и корковых структур. Периферический отдел В. а.
вкусовые луковицы (почки), расположенные в слизистой оболочке языка в грибовидных, листовидных
и желобовидных сосочках, на н¸бе, в передних н¸бных занавесках, глотке и гортани. У человека ок.
9000 вкусовых луковиц, состоящих из 5-10 рецепторных клеток со специальными выростами, или
микрофиллами (0,1 мк шириной и 2 мк длиной), которые осуществляют контакт с химическими
веществами. Нервные волокна, отходящие от рецепторных клеток В. а., достигают продолговатого
|