Navigation bar
  Print document Start Previous page
 68 of 640 
Next page End  

выполнение др. задачи. Об успешном распределении говорят в том случае, если дополнительная задача
не ухудшает выполнение первой (основной). Показано, в частности, что ухудшение двигательной
активности рук и ног наступает при одновременном произнесении бессвязного набора слов и не
наступает — при многократном произнесении фразы «Быть или не быть?». Вполне понятный интерес к
распределению В. проявили инженерные психологи, которые к тому же существенно обогатили
фактографию В. многочисленными работами по бдительности (vigilance)
и помехоустойчивости
операторов.
Наряду с т. н. произвольным вниманием выделяют и его непроизвольную форму —
ориентировочную реакцию,
возникающую при воздействии неожиданных («новых») раздражителей. С
этой рефлекторной реакцией, однако, не следует путать непроизвольные и автоматические процессы
настройки, включенные во всякий процесс произвольной деятельности.
В современных экспериментальных исследованиях делаются попытки разделить в процессах В.
внутренние (идеальные) компоненты и внешнедвигательные. Напр., установлено, что независимо от
движений глаз фокус В. может перемещаться в поле зрения со скоростью 125 угл. град/с.
В. П. Зинченко и Н. Ю. Вергилес (1969) изучали восприятие в условиях стабилизации
изображения на сетчатке глаза и пришли к выводу о существовании т. н. «идеального В.» (см. Викарные
перцептивные действия).
В зарубежной психологии используется термин «аттенциональный
рефлекс»,
или рефлекс Пилтза (Piltz's reflex),
для обозначения изменения размера зрачка при
обращении В. на объект. Изучение дефектов В. у пациентов с рассеченными (разъединенными)
полушариями мозга предполагает, что мозолистое тело — важная часть системы, ответственной за В., и
что левое полушарие связано с селективным В., а правое — с поддержанием общего уровня
настороженности (подробнее о нейрофизиологии В. см. Внимания физиологические механизмы).
В последние десятилетия когнитивная психология интенсивно разрабатывала и проверяла
разнообразные объяснительные модели В. (см. Модель аттенюатора, Модель с фильтрацией), которые
в своем развитии все дальше уходят от грубых механистических аналогий и неуклонно приближаются к
пониманию огромной роли В. в сложных формах внутренней деятельности, о чем писал еще Гегель:
«Без В. для духа ничего нет... В. образует поэтому начало образования». См. Внимания объем,
Инертность, Тахистоскоп. (Б. М.)
ВНИМАНИЯ НАРУШЕНИЯ (англ. impairments of attention)
— патологические изменения
направленности, избирательности психической деятельности. Выделяют след. виды В. н.: сужение
объема внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов;
неустойчивость внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на
побочные раздражители. Такие В. н. наблюдаются как при состоянии утомления,
так и при
органических поражениях мозга, прежде всего лобных долей.
В. н., возникающие при локальных поражениях мозга, м. б. модально-неспецифическими;
проявляются они одновременно во многих видах психической деятельности, при восприятии
раздражителей любой модальности. Данные В. н. характерны для тех случаев, когда у человека
поражены лобные доли мозга и связанные с ними неспецифические структуры.
При поражении той или иной сенсорной системы возможно появление модально-
специфических В. н., которые ограничиваются только одной модальностью. Так, при поражении
затылочной области коры возникают нарушения зрительного внимания, при поражении височной коры
— слухового внимания и т. д. Модально-специфические В. н. проявляются в виде невнимания к
раздражителям определенной модальности. См. Гиперактивность детская, Неврозы, Внимания объем.
(Е. Д. Хомская.)
ВНИМАНИЯ ОБЪЕМ (англ. attention span) один из первых показателей, которые пыталась
измерить экспериментальная психология.
Выделяются 2 основные традиции. 1. Интроспекционисты
интерпретировали В. о. в терминах содержания сознания и определяли его как количество объектов,
которые одновременно обладают атрибутом ясности. Так, в эксперименте Гленвилла и Далленбаха
(1929) испытуемые сообщали, видят ли они предъявляемое скопление точек одинаково отчетливо или
какую-то часть яснее. Т. о. измеряемый В. о. м. б. равен 18 точкам. 2. Более распространено
отождествление В. о. с объемом восприятия (и даже с объемом кратковременной памяти): за В. о.
принимается то количество объектов, которые м. б. правильно восприняты при кратковременном
одновременном предъявлении. В. о. зависит от времени экспозиции, характера стимульного материала,
опыта субъекта. При экспозиции зрительных стимулов в 0,1 с средний В. о. составляет ок. 7 отдельных
объектов. При наличии смысловой связи или возможности группировки объектов В. о. возрастает. При
этом упражняемость В. о. на разрозненные элементы ограничена, а на смысловые сочетания — высока.
Hosted by uCoz