слушании речи др. людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании.
Посредством В. р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в
определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий,
осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает В. р. весьма
важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком,
психолингвистическом смысле В. р. начальный момент порождения речевого высказывания, его
«внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.
Генезис В. р. недостаточно изучен. По предположению Л. С. Выготского (1932, 1934), она
возникает из эгоцентрической речи
разговора ребенка с самим собой вслух во время игры и др.
занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более
сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце
концов, на пороге школьного возраста превращается во В. р. речь «про себя и для себя», причем ее
осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в
школьном возрасте. По предположению П. П. Блонского (1935), В. р. возникает одновременно с
внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что
наблюдается уже в конце 1-го г. жизни.
Логико-грамматическая структура развитых форм В. р. м. б. весьма различной в зависимости от
содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во В. р. мысль выражается очень обобщенно в
виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут
присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие В. р. в индивидуальный
код,
отличный от устной и письменной речи. Однако в момент мыслительных затруднений В. р.
становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в
шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и
контролировать свою мыслительную деятельность.
Психофизиологические исследования В. р. весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее
процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент зачаточная артикуляция слов,
сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса
их мускулатуры (см. Речи органы).
По данным электромиографических исследований (см.
Электромиография),
при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций:
тонические (низкоамплитудные) и фазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками
речедвигательных потенциалов). Первые, по-видимому, связаны с общей активизацией
речедвигательного анализатора, вторые с микродвижениями речевых органов при скрытой
артикуляции слов. Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и
зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации
мыслительных операций,
включения в мыслительную деятельность тех или иных образов,
индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех же умственных
действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь
лишь в момент перехода от одних умственных действий к др. При скрытой артикуляции слов
максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между
лобным и височным речевым центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная
физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в
речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах
речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы др. анализаторов мозга в единую
функциональную систему,
которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии В. р.
(см. Кинестезии речевые) и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее
отбор, фиксирование, обобщение и др. операции мышления. См. Виды речи, Развитие речи детей.
ВНУШАЕМОСТЬ (англ. suggestibility)
индивидуальная некритическая податливость,
готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи
как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже
если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам,
легко заражаются чужими
настроениями и привычками.
В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению
определенных состояний. Степень В. зависит от многих личностных и ситуативных факторов. Робкие,
доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные люди отличаются повышенной В.
В. традиционно рассматривается как качество, против. критичности, поэтому В. характерна для
индивидов с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением.
Свойственная субъекту степень В. м. б. повышена действием ситуативных факторов: утомления,
|