Navigation bar
  Print document Start Previous page
 70 of 640 
Next page End  

слушании речи др. людей, чтении про себя, мысленном планировании, запоминании и припоминании.
Посредством В. р. происходит логическая переработка сенсорных данных, их осознание и понимание в
определенной системе понятий, даются самоинструкции при выполнении произвольных действий,
осуществляется самоанализ и самооценка своих поступков и переживаний. Все это делает В. р. весьма
важным и универсальным механизмом умственной деятельности и сознания человека. В более узком,
психолингвистическом смысле В. р. — начальный момент порождения речевого высказывания, его
«внутреннее программирование» до реализации в устной или письменной речи.
Генезис В. р. недостаточно изучен. По предположению Л. С. Выготского (1932, 1934), она
возникает из эгоцентрической речи
разговора ребенка с самим собой вслух во время игры и др.
занятий, который постепенно обеззвучивается и синтаксически редуцируется, становится все более
сокращенным, идиоматическим и предикативным, с преобладанием в нем глагольных форм и, в конце
концов, на пороге школьного возраста превращается во В. р. — речь «про себя и для себя», причем ее
осознание и совершенствование происходит под влиянием письменной речи, развивающейся уже в
школьном возрасте. По предположению П. П. Блонского (1935), В. р. возникает одновременно с
внешней речью в результате беззвучного повторения ребенком обращенных к нему слов взрослых, что
наблюдается уже в конце 1-го г. жизни.
Логико-грамматическая структура развитых форм В. р. м. б. весьма различной в зависимости от
содержания мысли и порождающей ее ситуации. Обычно во В. р. мысль выражается очень обобщенно в
виде семантических комплексов, состоящих из фрагментов слов и фраз, к которым могут
присоединяться различные наглядные образы и условные знаки, превращающие В. р. в индивидуальный
код,
отличный от устной и письменной речи. Однако в момент мыслительных затруднений В. р.
становится более развернутой, приближающейся к внутренним монологам, и может переходить в
шепотную и даже в громкую речь, что позволяет более точно анализировать объекты мысли и
контролировать свою мыслительную деятельность.
Психофизиологические исследования В. р. весьма затруднены из-за скрытого характера всех ее
процессов. Наиболее изучен ее речедвигательный компонент — зачаточная артикуляция слов,
сопровождающаяся микродвижениями речевых органов (языка, губ, гортани) или повышением тонуса
их мускулатуры (см. Речи органы).
По данным электромиографических исследований (см.
Электромиография),
при мыслительной деятельности выявляются 2 вида речедвигательных реакций:
тонические (низкоамплитудные) и фазические (высокоамплитудные с кратковременными вспышками
речедвигательных потенциалов). Первые, по-видимому, связаны с общей активизацией
речедвигательного анализатора, вторые — с микродвижениями речевых органов при скрытой
артикуляции слов. Интенсивность и длительность речедвигательных реакций весьма нестабильна и
зависит от многих факторов: трудности и новизны решаемых задач, степени автоматизации
мыслительных операций,
включения в мыслительную деятельность тех или иных образов,
индивидуальных особенностей памяти и мышления. При повторении одних и тех же умственных
действий речедвигательная импульсация уменьшается или полностью прекращается, возобновляясь
лишь в момент перехода от одних умственных действий к др. При скрытой артикуляции слов
максимальная ЭЭГ активация мозга наблюдается в левой сенсомоторной области на границе между
лобным и височным речевым центрами. Эти исследования позволяют предполагать, что основная
физиологическая функция скрытой артикуляции при мыслительной деятельности заключается в
речедвигательной (проприоцептивной) активации мозга и образовании в его речевых отделах
речедвигательных доминант, интегрирующих импульсы др. анализаторов мозга в единую
функциональную систему,
которая может произвольно регулироваться посредством кинестезии В. р.
(см. Кинестезии речевые) — и таким путем осуществлять анализ поступающей в мозг информации, ее
отбор, фиксирование, обобщение и др. операции мышления. См. Виды речи, Развитие речи детей.
ВНУШАЕМОСТЬ (англ. suggestibility)
индивидуальная некритическая податливость,
готовность подчиниться внушающим воздействиям окружающих, книг, рекламы и пр., принять их идеи
как свои собственные. Внушаемые люди относительно легко подчиняются указаниям и советам, даже
если эти советы противоречат их собственным убеждениям и интересам,
легко заражаются чужими
настроениями и привычками.
В. может проявляться в склонности к подражанию или самовнушению
определенных состояний. Степень В. зависит от многих личностных и ситуативных факторов. Робкие,
доверчивые, впечатлительные, тревожные, неуверенные люди отличаются повышенной В.
В. традиционно рассматривается как качество, против. критичности, поэтому В. характерна для
индивидов с недостаточным уровнем интеллектуального развития, слабым логическим мышлением.
Свойственная субъекту степень В. м. б. повышена действием ситуативных факторов: утомления,
Hosted by uCoz