Navigation bar
  Print document Start Previous page
 73 of 640 
Next page End  

вызываемое с помощью гипнотического внушения у взрослых здоровых людей, в котором у них
возникают воспоминания и формы поведения, свойственные ранним периодам детства. Напр.,
известный психотерапевт В. Л. Райков внушал своим испытуемым, что они находятся в возрасте 2 дня
от роду, что вызывало пробуждение множества специфических для новорожденных рефлекторных
движений и поз. См. Гипноз. (Б. М.)
ВОЛЮНТАРИЗМ (от лат. voluntas
воля) — течение в философии и психологии,
объявляющее волю высшим принципом бытия, противопоставляющее волевое начало сначала разуму
(интеллектуализм), а позже объективным законам природы и общества и утверждающее независимость
человеческой воли от окружающей действительности. Хотя идею В. можно проследить со
средневековья — от Августина, Вильгельма Оккамского и Дунса Скота с его «воля выше мышления»,
оформление В. в философское учение произошло в XIX в. У Канта,
Фихте, Шеллинга и (особенно)
Гегеля воля разумна и является источником нравственного начала. У Шопенгауэра воля — слепое,
иррациональное начало.
В конце XIX — нач. XX в. В. проник в психологию. Основоположником В. в психологии был В.
Вундт,
название дал Ф. Паульсен. В психологии различают В., ограничивающийся признанием того,
что воля среди др. психических процессов составляет качественно своеобразное явление и, в частности,
не м. б. сведена к ассоциации представлений и движений (Х. Геффдинг, Т. Липпс и др.), и В.,
утверждающий, что воля есть прототип и основа всех др. психических процессов и явлений, что она
представляет собой первичную способность, зависящую только от субъекта (В. Вундт, У. Джемс,
Н.
Лосский). Воля рассматривается здесь только как особый первичный акт, не имеющий объективных
оснований, а не как способ сознательной регуляции человеческого поведения, имеющий социальную
детерминацию. Вундт и Лосский не отвергали качественной разнородности психических процессов.
Суть их идей состояла в том, что все сочетания разнородных психических проявлении всегда
осуществляются по одному типу, именно как волевой процесс. В этом плане показательно учение
Вундта об апперцепции как волевом процессе.
ВОЛЯ (англ. volition, will)
способность человека действовать в направлении сознательно
поставленной цели,
преодолевая при этом внутренние препятствия (т. е. свои непосредственные
желания и стремления). В традиционной психологии В. либо рассматривалась как самодовлеющий
источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных
причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к др. психическим процессам. В сов. психологии
утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех
др.) процессов собственным специфическим закономерностям.
В основе волевого поведения лежит сложный психологический механизм. Он включает в себя
специфические и общие для любой целенаправленной деятельности компоненты. Общим является
опосредствованность поведения (в отличие от импульсивного, ситуативного) внутренним
интеллектуальным планом (ВИП), выполняющим функцию сознательной регуляции деятельности. При
этом ВИП направлен на поиск тех действий, которые при данных конкретных условиях могут привести
к достижению поставленной цели. Однако такая форма регуляции еще не характеризует собственно
волевое поведение. Специфичным для него является наличие ВИП, организующего все имеющиеся у
человека в данный момент побуждения в направлении такой их иерархизации, при которой ведущим
мотивом становится сознательно поставленная цель.
Волевой акт включает в себя борьбу разнонаправленных мотивационных тенденций. Если в этой
борьбе берут верх непосредственные побуждения (в т. ч. и нравственного порядка), деятельность
осуществляется помимо ее волевой регуляции. В отличие от этого волевое поведение предполагает
наличие таких психических процессов, посредством которых человек усиливает мотивационные
тенденции, идущие от сознательно поставленной цели, и подавляет др. Решающая роль в этом процессе
принадлежит мысленному построению будущей ситуации. В этом случае человек отчетливо
представляет себе положительные последствия тех действий, которые он совершит, следуя сознательно
поставленной цели, и отрицат. последствия действий, продиктованных непосредственным желанием.
Если в результате такого предвидения будущих последствий возникнут положительные эмоции,
связанные с достижением сознательно поставленной цели, и они окажутся сильнее имеющихся у
человека переживаний, порождаемых непосредственным побуждением, то эти переживания и выступят
в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны сознательно
поставленной цели. Т. о., активность в ВИП выступает как условие, порождающее новые
мотивационные тенденции. Именно в ВИП настоящая ситуация, отражаясь в свете будущей, обретает
иной смысл,
что и определяет завершение борьбы мотивов и принятие решения в пользу волевого
Hosted by uCoz