осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, 2-е в сновидениях, т. н. измененных
состояниях сознания и т. д.
Иногда выделяют также воссоздающее и творческое В. Образы «воссоздающего» В.
целесообразнее отнести к сфере гибких и динамичных репродуктивных представлений (см.
Представления памяти), учитывая то, что творческий характер присущ. В. как таковому.
Особую форму В. образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего
и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с
образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого
поиска.
В. включено в процессы самых различных видов человеческой деятельности. Однако в своей
развитой форме оно культивируется прежде всего средствами искусства в ходе создания и освоения
продуктов художественного творчества. Онтогенетические предпосылки В. коренятся в определенных
видах ориентировочной деятельности детей младенческого и раннего возраста.
Одним из ведущих
источников его развития в детстве становится игра дошкольников; благодаря ей вырабатывается
способность смотреть на мир как бы глазами др. человека, которая, по мнению ряда исследователей (Э.
В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.), принадлежит к числу фундаментальных характеристик В. (В. Т.
Кудрявцев.)
ВОСПОМИНАНИЕ (англ. reminiscence)
воспроизведение локализованных во времени и
пространстве образов прошлого из автобиографической (эпизодической) памяти. Нередко В. связано со
сложной умственной деятельностью, необходимой для осознания содержания воспроизводимых
событий, их последовательности, причинной связи между ними. Кроме того, В. значимых для личности
событий, предметов и лиц обычно сопровождается эмоциональными переживаниями. (Т. П. Зинченко.)
ВОСПРИЯТИЕ (англ. perception).
1. Субъективный образ предмета, явления или процесса, непосредственно воздействующего на
анализатор или систему анализаторов (употребляются также термины «образ восприятия»,
«перцептивный образ»).
2. Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа
(употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»). Иногда термином В.
обозначается система действий,
направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на
органы чувств,
т. е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения (см. Перцептивное
действие).
Как образ В. есть непосредственное отражение предмета (явления, процесса) в совокупности его
свойств,
в его объективной целостности. Это отличает В. от ощущения,
которое также является
непосредственным чувственным отражением, но лишь отдельных свойств предметов и явлений,
воздействующих на анализаторы.
При рассмотрении гносеологических вопросов (в философии) значения терминов «В». и
«ощущение» совпадают. Для психологии указанное их различие является принципиально важным. В
некоторых направлениях психологии, напр. Гештальт-психологии,
В. рассматривается как исходная
форма чувственного познания (и познания вообще), а ощущение как абстракция,
как результат
«препарирования» В. сознанием (см. Отражение чувственное).
Однако большинство психологов
рассматривают ощущение (напр., тепла, солености, боли) как исходную форму познания, а В. как
синтез ощущений, формирующийся в процессе активного отражения объективно существующего
целостного предмета. В филогенезе переход от ощущения к В. был обусловлен переходом живых
существ от жизни в гомогенной, вещно (предметно) неоформленной среде к жизни в среде, вещно
оформленной (А. Н. Леонтьев).
Поскольку любой предмет как раздражитель (см. Стимул, Дистальный стимул)
является
сложным, обладает рядом свойств, то в формировании его образа участвует обычно несколько
анализаторов; т. о., В. формируется на основе ощущений разных модальностей.
В зависимости от того, какой из анализаторов ведущий в данном акте В., различают зрительное
В., слуховое (см. Слух),
осязательное (см. Осязание),
вкусовое (см. Вкус)
и обонятельное В. (см.
Обоняние).
Важную роль во всех видах В. играют двигательные (кинестезические) ощущения, хотя
последние и не всегда отчетливо осознаются человеком. Так, зрительное В., помимо собственно
зрительных ощущений (цвета, света и т. д.), включает также кинестезические ощущения, возникающие
при движениях глаз (аккомодация глаз, конвергенция и дивергенция глаз и т. д.). Особенно велика роль
кинестезических ощущений в осязательном В. Большую роль во вкусовом В. играют движения языка, а
в обонятельном движения органов дыхания. В процессе слухового В. активное участие могут
|