Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 640 
Next page End  

Великой Отечественной войны показало ее высокую эффективность. В этот период и были разработаны
научные основы В. в. п. ф. — речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных (А. Р. Лурия, А.
Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, Э. С. Бейн и др.).
Дальнейшее изучение проблем В. в. п. ф. было связано преимущественно с теоретическим
анализом причин речевых нарушений и разработкой различных методов их восстановления.
Лурия и его учениками (Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной, Ж. М. Глозман и др.) был
сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация
дефекта, опора на сохранные звенья в психологической структуре функции и на сохранные
афферентные звенья в структуре функциональной системы, опора на сохранные формы деятельности,
внешнее программирование восстанавливаемой функции и др.
Изучение динамики восстановления различных видов речевой деятельности под влиянием
восстановительного обучения позволяет проанализировать природу и механизмы нарушения различных
речевых функций, в частности роль зрительных образов в формировании афазии. Работы Цветковой и
ее сотрудников показали, что нарушения номинативной функции речи связаны с дефектами речевой
организации зрительного восприятия.
Дальнейшее развитие данного направления нейропсихологии связано с расширением сферы
применения методов восстановительного обучения, разработкой методов восстановления процессов
памяти, внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы, а также общей и умственной
работоспособности; с созданием комплексных методов восстановления функций путем сочетания
психологического и медикаментозного воздействия на личность больного. Одним из важнейших
разделов данного направления является изучение социально-психологической стороны
восстановительного обучения, разработка групповых методов восстановления речевых функций, путей
корригирования изменений личности больного.
Высокая социальная значимость результатов исследования проблемы В. в. п. ф. связана с
большой социальной потребностью в такого рода работах в области мед. психологии (в частности, в
связи с ростом числа сердечно-сосудистых заболеваний) и большой эффективностью
нейропсихологических методов В. в. п. ф. (Л. С. Цветкова)
ВРАБАТЫВАНИЕ (англ. warming-up прогрев; разминка) процесс вхождения в текущую
деятельность: приступая к работе, человек не сразу входит в привычный темп и ритм деятельности,
осуществляет ее быстро и четко. В ходе В. происходит своеобразная настройка всех
психофизиологических функций, обеспечивающая успешное выполнение деятельности.
Установлено, что в период В. актуализируется динамический стереотип,
повышается
возбудимость и функциональная подвижность (лабильность) н. с., усиливается концентрация
возбуждения нервных процессов. Указанные физиологические изменения сопровождаются
уменьшением времени выполнения операций, повышением ритмичности работы и производительности.
Обычно процесс В. заканчивается в течение 1-го часа работы, затем в функциональной дееспособности
организма наступает фаза, которую условно называют устойчивым рабочим состоянием, или высоким
уровнем работоспособности человека.
ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА (англ. temporal perspective)
— термин К. Левина,
предложенный для обозначения актуальных представлений субъекта о своем будущем и прошлом. В
противоположность бихевиористам Левин подчеркивал, что поведение и психическое состояние
человека нередко в большей степени зависит от его надежд, опасений и воспоминаний, чем от текущей
ситуации «здесь и теперь». В. п. — это временная глубина, или временное измерение, жизненного мира
(пространства); при отсутствии В. п. последний превращается в психологическое поле, а поведение
становится «полевым» (напр., у маленьких детей, лобных больных, умственно отсталых; иногда у
нормальных людей, особенно в ситуациях мотивационной неопределенности). В ходе психического
развития личности (особенно в подростковом возрасте)
происходит усложнение когнитивной
структуры жизненного мира, в т. ч. расширение В. п. См. также Градиент цели. (Б. М.)
ВРЕМЕННАЯ СВЯЗЬ (англ. temporal connection)
— функциональная связь структур н. с.,
существующая в течение некоторого времени (термин введен И. П. Павловым).
Почти син. условный
рефлекс.
В отличие от постоянных физиологических связей (см. Безусловный рефлекс)
В. с.
формируется в процессе жизни человека и животных под влиянием воздействий внешней среды и
тренировки. Основное условие формирования В. с. — совпадение по времени 2 или более событий,
значимое для данного функционального состояния и ситуации. Одним из вариантов В. с. являются
условные рефлексы. В. с. между структурами мозга возникают в процессе выработки условного
рефлекса, а также являются основой пластичного взаимодействия нервных центров при реализации
Hosted by uCoz