деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное
участие (см. Локализация в. п. ф.).
Теория В. п. ф. разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при
исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.
Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. при изучении
закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и
формирования. Культурно-историческая психология на базе представлений о социальной
обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в зависимости от условий
жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений
познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях
об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В нейропсихологии понятие В. п. ф.
является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов
у больных с локальными поражениями головного мозга при диагностировании очага поражения и
определении путей и средств восстановления В. п. ф.
Т. о., различные области практического
применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость. См.
Воля, Деконтекстуализация, Знаковое опосредствование, Пролепсис. (Е. Д. Хомская.)
ВЫТЕСНЕНИЕ см. Гербарт И., Забывание, Защита психологическая, Психоанализ.
ВЮРЦБУРГСКАЯ ШКОЛА (англ. Wurzburg school)
возникшее в нач. XX в.
антисенсуалистическое направление в нем. психологии; возглавил его О. Кюльпе.
Представителями его
были также А. Майер, И. Орт, К. Марбе, К. Бюлер,
Г. Уатт, Н. Ах,
А. Мессер. К взглядам В. ш.
примыкает теория мышления О. Зельца. Философские основы В. ш. эволюционировали от позитивизма
и критического реализма к феноменологии Э. Гуссерля.
Впервые подвергнув экспериментальному исследованию мышление,
В. ш. ввела в психологию
методику предъявления задач и преобразовала интроспекцию в «метод систематического
экспериментального самонаблюдения» (Ах).
В противоположность сенсуалистской ассоциативной теории В. ш. выдвинула положение о том,
что ощущения и наглядные представления выполняют в мышлении лишь вспомогательную, побочную
роль. Выдвинув теорию без-образной, или ненаглядной, мысли (см. Мышление без-образное), В. ш.
выделила в содержании мышления особые состояния сознания, знания ненаблюдаемого типа (сознание
правил, сознание отношений, мысли-интенции) особые акты сознания. Мышление в В. ш. получило
толкование как активный процесс, управляемый особой психологической установкой (Уатт),
детерминирующей тенденцией (Ах), направляющими течение мыслей в решении задач. Зельц дал
описание процесса решения творческих задач, центральным звеном которого выступила
«антиципирующая схема». Она направляет и контролирует ход мыслительного процесса до тех пор,
пока не будет заполнена содержащаяся в ней «брешь», которая соответствует искомому задачи (см.
Антиципация).
Факты, полученные В. ш., существенно обогатили знания о мышлении и изменили
представления о сознании, сложившиеся в ассоциативной психологии. Однако сделанные В. ш. выводы
о природе мышления как особой духовной активности, не связанной с речью, чувственной основой и
практикой, вызвали критику (В. Вундт, Э. Титченер, Г. Э. Мюллер). В отечественной науке глубокую
интерпретацию исследований В. ш. дал П. Я. Гальперин. (А. Н. Ждан.)
_Г_
ГАБИТУС (от лат. habitus внешность, наружность).
1. В популярном смысле Г. внешний вид человека, включая и костюм. См. Восприятие
человека человеком.
2. В физической антропологии Г. совокупность морфологических свойств человека, т. е.
наблюдаемые и измеряемые характеристики внешнего облика (внешние данные).
3. В медицине Г. совокупность внешних признаков, имеющих диагностическое значение.
4. Согласно фр. социологу Пьеру Бурдье, ментальный Г. это «система устойчивых,
поддающихся переносу диспозиций, которая, интегрируя прошлый опыт, функционирует в каждый
момент как матрица восприятий, пониманий и действий и делает возможным достижение бесконечно
разнообразных целей» (Bourdieu, 1977). Формируясь в процессе деятельности, Г. образует глубинный
(имплицитный) набор представлений о мире и принципов порождения и структурирования
|