использовавшееся также Австрийской и Лейпцигской школами,
которое обозначает целостные (т. е. не
сводимые к сумме своих частей) структуры сознания. Примеры Г.: кажущееся движение, инсайт,
восприятие мелодии, не сводимое к сумме ощущений звуков этой мелодии, и др. Г. рассматривались в
гештальт-психологии как единицы сознания и психики на всех ступенях психического развития, в
Лейпцигской школе Г. считались единицами анализа сознания на более поздних этапах его развития,
тогда как на ранних этапах этими единицами являются т. н. комплекс-качества. Г. образуются в
психологическом поле на основе законов «расчленения психологического поля».
Возникнув первоначально в психологии, термин «Г.» впоследствии стал использоваться для
обозначения некоторых целостных физических, физиологических и социальных феноменов. См.
Прегнантность, Целостность восприятия. (Е. Е. Соколова.)
ГЕШТАЛЬТ-КАЧЕСТВО (нем. Gestaltqualitat) термин, введенный в психологическую науку
Х. Эренфельсом для обозначения целостных «гештальтных» свойств некоторых образований сознания.
Впоследствии часто использовался как син. термина «гештальт»,
хотя последний обозначает
собственно целостные образования, тогда как Г.-к. свойство их целостности (структурность). По
аналогии с Г. Лейпцигской школой было введено понятие «комплекс-качество». (Е. Е. Соколова.)
ГЕШТАЛЬТ-ПСИХОЛОГИЯ (англ. Gestalt psychology)
психологическое направление,
существовавшее в Германии с нач. 1910-х до середины 1930-х гг. Основные представители Г.-п. (М.
Вертгеймер, В. К¸лер, К. Коффка) работали, г. о., в Берлинском ун-те, поэтому Г.-п. иногда называют
Берлинской школой. В Г-п. получила дальнейшую разработку проблема целостности, поставленная
Австрийской школой,
при решении которой Г.-п., вышла за пределы элементаристской методологии,
подвергнув ее теоретической и экспериментальной критике, и создала целостный подход к изучению
психики и сознания.
Философской основой Г.-п. является «критический реализм», основные положения которого
родственны философским идеям Э. Геринга, Э. Махха, Э. Гуссерля и И. Мюллера. Согласно Г.-п., для
человека существуют 2 отличных друг от друга «мира»: мир физический, лежащий «за»
переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений), который в Г.-п. называли в разных контекстах
«объективным» или «субъективным». Последний Г.-п. рассматривала в 2 отношениях: как
физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как
психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма
(взаимно-однозначного соответствия).
Следовательно, психологические законы сводились в Г.-п. к законам физиологии мозга. Вместе с
тем Г.-п. не отказывается и от изучения феноменов сознания методом феноменологического
самонаблюдения.
Само сознание понималось как некое динамическое целое, «поле», каждая точка
которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике).
Единицей анализа сознания выступает гештальт как целостная образная структура, не сводимая к
сумме составляющих его ощущений.
Различные формы гештальтов изучались в Г.-п. на материале восприятия кажущегося движения,
формы (в т. ч. отношений «фигуры-фона»),
оптико-геометрических иллюзий.
Были выделены т. н.
факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в
соответствующем ему «психологическом поле» в целостные гештальты: «фактор близости», «фактор
сходства», «фактор хорошего продолжения» (объединяются в гештальт те элементы изображения,
которые в совокупности образуют прегнантные, наиболее простые конфигурации), «фактор общей
судьбы» (объединение в 1 гештальт, напр., 3 движущихся в одном направлении точек среди множества
др., движущихся в разных направлениях) и т. д. В основе принципов группировки лежит более общий
закон перцептивного поля закон прегнантности, т. е. тенденция этого поля к образованию наиболее
устойчивой, простой и «экономной» конфигурации. С т. зр. Г.-п., данные законы представляют собой
феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов
различной направленности, «насыщение» отдельных участков мозга электрическими зарядами и т. п.).
В этом решении психофизиологической проблемы проявилась обоснованная в Г.-п. К. Гольдштейном т.
зр. «антилокализационизма» (см. Локализация высших психических функций),
впоследствии
подвергнутая справедливой критике и отвергнутая большинством неврологов и нейропсихологов.
При разработке проблем мышления Г.-п. подвергла острой критике бихевиористские взгляды на
мышление как образование «навыков» путем проб и ошибок и ввела в психологию такие понятия, как
проблемная ситуация (см. Задача), инсайт, а также новый метод эмпирического исследования
мышления
метод «рассуждения вслух»,
который уже выходил за рамки исходных
феноменологических установок Г.-п. и предполагал подлинно объективное исследование процессов
|