начинает им руководить. Путь к трансу всегда уникален, транс возникает из межличностного
взаимодействия на уровне ощущений, когда обе стороны становятся все более восприимчивыми друг к
другу. Для этого терапевт должен выработать у себя восприимчивое состояние дефрейминга, в котором
он отказывается от собственных шаблонов и «усваивает» (утилизирует) новую «реальность» (клиента).
Транс должен создать и у клиента дефреймированное (т. е. неискаженное) самовосприятие. Важны
также идеодинамика (действие кажется текущим автоматически, без участия и усилия субъекта) и
подчинение логике «оба/и» (человек идентифицируется с обеими сторонами взаимодополняющего
деления на «это» и «то», «внутри» и «вовне», «субъект» и «объект»). См. Гипнопедия.
(И. М.
Романенко.)
ГИПНОПЕДИЯ (от греч hypnos сон + paideia обучение) способ обучения, введение и
закрепление в памяти человека информации во время естественного сна.
Практика Г. в Китае и Индии известна с давних времен. Исследование природы и методов Г. в
нашей стране впервые было предпринято в 1930-х гг. (А. М. Свядощ, позже Л. А. Близнеченко); в 1960-
х гг. интерес к Г. возобновился. Однако природа Г. до сих пор не раскрыта. Большинство ученых
полагают, что гипнопедический сон ничем не отличается от нормального физиологического. Хотя
данные электроэнцефалографии свидетельствуют об обратном. Кроме того, отмечено значительное
утомление испытуемых после сеанса Г., чего не наблюдается после обычного сна. Большинство
зарубежных гипнопедов (напр., Ч. Саймон) вообще оставляют вопрос о природе Г. открытым. Др.
ученые (В. Райков, Д. Кэртис) отождествляют Г. с обучением в состоянии гипноза, ссылаясь при этом на
сходство энцефалограмм.
А. М. Свядощ выдвинул компромиссную теорию. Он считал Г. естественным сном со
сторожевым пунктом. Однако интеллектуальная работа, происходящая во время гипнопедического
сеанса, не м. б. обеспечена сторожевым пунктом, а происходит только в зоне раппорта
(специфического речевого динамического контакта). В. Н. Бирман (1925) обратил внимание на то, что
сторожевой пункт лишь внешне напоминает раппорт. Видный отечественный гипнолог К. И. Платонов
также указывал на существенные различия между раппортом и сторожевым пунктом: последний
функционально и локализованно постоянен; дежурный пункт изолирован от др. корковых участков, а
раппорт м. б. связан с любым из них, на его специфику влияют особенности личности
экспериментатора. Эти и др. соображения побуждают к признанию Г. специфическим
психофизиологическим состоянием, отличным как от гипнотического, так и от нормального сна. Это
самостоятельный гипнопедический вид сна (А. Т. Губко).
Дополнение ред.: Применение Г. ограничено: не заменяя обычного педагогического процесса,
она м. б. эффективной для закрепления некоторых видов информации (иностранных слов, формул,
азбуки Морзе и пр.), однако и это нуждается в тщательной проверке.
ГИПОБУЛИЯ (гипобулика) (греч. hypo слабая степень + bule воля) букв. слабоволие. С
одной стороны, это неумение поставить и реализовать осмысленную отдаленную цель, что, с т. зр. К.
Левина, связано с отсутствием временной перспективы в жизненном мире; с др. стороны, это неумение
блокировать, тормозить, преодолевать импульсивные примитивные влечения (искушения) и реакции (Э.
Кречмер называл такие реакции гипобулическими). Еще Э. Сеген рассматривал Г. как главный симптом
умственной отсталости, с чем соглашался и Л. С. Выготский. Ср. Абулия. (Б. М.)
ГИПОКИНЕЗИЯ (англ. hypokinesis) естественное или искусственное снижение двигательной
активности (см. Изоляция).
ГИПОМНЕЗИЯ см. Памяти расстройства.
ГИПОТЕЗА (от греч. hypothesis
основание, предположение) в психологии компонент
процесса мышления,
направляющий поиск решения задачи посредством предположительного
дополнения (экстраполяции) субъективно недостающей информации, без которой результат решения не
м. б. получен. Г. могут относиться к самому этому результату или же к условиям, от которых он
зависит. Важной составной частью решения задачи являются Г. относительно принципа («идеи»)
решения.
Использование Г. в мышлении обеспечивает его избирательность (селективность) в
противоположность полному логическому перебору вариантов на каждом отрезке решения. Чем более
творческий характер носит решение задачи, тем большее место в нем занимают Г. Для некоторых задач,
решение которых не содержит последовательных логических преобразований, выдвижение и
верификация (проверка на истинность) Г. являются единственной формой решения.
Отличие психологического понимания Г. от логического состоит в том, что в логике Г.
рассматриваются с т. зр. их ложности или истинности при обосновании той или иной научной теории, с
|