Navigation bar
  Print document Start Previous page
 11 of 302 
Next page End  

правило, отрицательные характеристики: бессознательность (ср.
бессознательные умозаключения) и непредсказуемость, неуловимость во
времени, мгновенность. Столь же непредсказуема и локализация этих актов в
пространстве. Мало этого, для обладания интуицией, согласно А. Бергсону, не
требуется никаких специальных способностей или познавательных органов.
Следует отметить любопытную особенность рассуждений и размышлений об
интуиции. Ее всегда характеризуют относительно некоторой точки отсчета, за
которую, однако, принимается все тот же интеллект. Это встречается как у
ученых, рассматривающих интуицию в качестве инструмента интеллекта, так и
у ученых, противопоставляющих интуицию и интеллект. Забавной иллюстра-
цией этого являются попытки построения классификации интуитивных
явлений в таких терминах, как инфраинтеллектуальная,
супраинтеллектуальная, ультраинтеллектуальная интуиция и т. д. В переводе
на нормальный человеческий язык — это интуиция с большим или меньшим
количеством интеллекта, интуиция чувственная, рациональная и
иррациональная.
Наиболее интересные исследования интуиции — это описания уникальных
случаев, которые, несомненно, обо-
13
гащают наши весьма смутные представления о том, что такое творчество.
Отмеченная соотносительность или сопряженность понятий «интеллект» и
«интуиция» объясняет стойкость смыслового образа понятия «интеллект»,
несмотря на то что неоднократно предпринимались попытки его разрушить.
Наиболее интересная из них сделана А. Бергсоном в его книге «Творческая
эволюция», которая не вполне адекватно воспринимается лишь как гимн
интуиции, что, впрочем, соответствует замыслу ее автора. На самом деле в книге
дана также превосходная характеристика интеллекта, его происхождения и
функций. Можно сказать, что в ней содержатся пролегомены ко всякой будущей (а
ныне уже становящейся реальностью) деятельностной трактовке интеллекта.
Данный А. Бергсоном анализ интеллектуальной деятельности, несомненно,
послужил основанием для более поздних работ в этой области М. Вертгеймера, П.
Жане, Ж. Пиаже, А. Валлона, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца и многих других,
хотя далеко не все признавались в этом. Возможно, первой причиной такого
умолчания является то, что А. Бергсон утратил культурный смысловой образ
понятия «действие», который мы можем найти уже у Бл. Августина, равно как и
образ понятия «деятельность», которым мы обязаны немецкой классической
Hosted by uCoz