(Другой вариант: на карточках написаны три буквы, соответствующие
длине, цвету и форме. Следует научить детей тому, что одна из этих букв в 1 и
2 должна совпадать. Какая буква? Существуют ли какие-нибудь другие
ограничения?)
3) Возьми квадрат с буквой b или с буквами b, l, d (означающими большее
расстояние) и положи его в ящик со значками h, t, s.
Так вот, если говорить об операциях, которые необходимо заучить, и связях,
которые якобы важны, то описанная сейчас процедура в известной степени
эквивалентна исходной процедуре построения моста. (При некоторых
добавлениях они могут стать логически эквивалентными.)
Вместо ящиков можно использовать также сходную процедуру. Это ничего
не изменит с точки зрения воспроизведения простой суммы операций или
произвольных связей. Можно также ввести некоторые «отношения», создавая
некую констелляцию, содержащую простую сумму отношений. Можно также
непосредственно использовать пространственные отношения.
Такая «скопированная» структура дает возможность изучать процессы
обучения и выполнения действий и выяснить, не упускаются ли при этом
какие-нибудь очень важные осмысленные действия ¹.
Можно, конечно, вести обучение, формируя такую установку на
подражание. Можно изучать психологические различия в трудностях обучения,
запоминания, переноса. Похоже, что копии будут дольше заучиваться, скорее
забываться, и при этом соответствующие ошибки окажутся по необходимости
случайными и бессмысленными. Возможности уже описанного осмысленного
переноса резко уменьшаются, а сам перенос по необходимости будет почти
всегда слепым ².
1
Один психолог а он отнюдь не единственный, кто использовал этот подход,
попытался изучать психологию образования общих понятий и логических операций весьма
сходным образом. Затем он пришел ко мне и сказал: «Теперь ты убедился, что я не чужд
философии, что я не погряз в слепых экспериментах? Согласись, что я тоже философ, и что с
помощью этих методов исследую самую суть логики и природу логических принципов».
2
См. Приложение 5, где рассматривается аналогичная проблема. (См. также: К a t o n a G.
Organizing and memorizing. New York, Columbia University Press, 1940).
Прим. Майкла
Вертгеймера.
|