интеллектуальными, предполагают определенную установку человека
некую готовность рассматривать проблему, делать это открыто, честно и
искренне. Хотя я только кратко упоминал этот факт в предыдущих главах, он,
видимо, играет важную роль во многих случаях продуктивного мышления, и
даже в наших элементарных геометрических задачах.
Возможно, конечно, что определенное решение находится тогда, когда
субъект занимает как раз противоположную позицию, когда он пытается
действовать в данной ситуации обманным путем или грубо нарушить ее
требования. Но здесь такие факторы не просто сопровождают
«интеллектуальные операции», скорее сама природа операций, их генезис и
развитие глубоко связаны с отношением человека к проблеме и ее решению.
Хитрость и дух деспотизма, видимо, не лучшая установка в продуктивном
мышлении, хотя иногда они и могут привести к практическому успеху и тем
самым оказаться на короткое время и в ограниченных масштабах эффектив-
ными.
С этими вопросами связан еще один момент, который, по всей видимости,
имеет чрезвычайно важное значение
209
для правильного понимания продуктивного мышления как в теоретическом,
так и в практическом плане. Это переход от первой стадии, когда субъект
просто хочет достичь определенной цели когда его мысли полностью
сосредоточены на этой цели, к следующей, когда векторы, операции,
действия концентрируются вокруг более фундаментальных требований
ситуации. Когда субъект видит только эту цель и полностью руководствуется
желанием достичь ее, он в каком-то смысле может стать практически слепым.
Часто он должен сначала забыть то, чего он хотел раньше, чтобы
почувствовать требования самой ситуации. И тогда, в лучшем случае, его
установка будет больше похожа на установку врача или мудрого наставника,
чем на установку умного и властолюбивого победителя или агрессора.
Этот переход является одним из самых значительных моментов многих
подлинных процессов мышления. Роль чисто субъективных интересов
личности в действиях человека, на мой взгляд, сильно переоценивается.
Настоящие мыслители забывают о себе в процессе мышления. Главные
векторы в подлинном мышлении часто не связаны с «я» и личными
интересами, скорее они представляют структурные требования данной
ситуации ¹. Когда же такие векторы все-таки относятся к «я», то это «я» не
|