днями работал в патентном бюро.
Не очень ясно, как начинался процесс, и поэтому его трудно описать;
пожалуй, он зародился в состоянии некоторого удивления. Сначала возникли
такие вопросы: что будет, если побежать за лучом света? Что произойдет, если
оседлать пучок света? Если побежать за убегающим лучом, то уменьшится ли
при этом его скорость? Если бежать достаточно быстро, то не перестанет ли он
двигаться вообще?.. Молодому Эйнштейну это казалось странным.
Тот же луч света для другого человека будет иметь другую скорость. Что
есть «скорость света»? Если я буду знать скорость относительно какого-
нибудь объекта, то ее значение для другого объекта, который сам движется, бу-
дет другим. (Странно думать, что при некоторых условиях свет будет
двигаться в одном направлении быстрее, чем в другом.) Если это верно, то
отсюда можно сделать выводы в отношении движущейся Земли. Тогда можно
будет, экспериментируя со светом, установить, находимся ли мы в
движущейся системе! Эта мысль захватила Эйнштейна, он старался найти
методы, с помощью которых можно было бы установить или измерить
движение Земли, и только позже он узнал, что физики уже провели такие
эксперименты. Его желание придумать такие эксперименты всегда
сопровождалось некоторым сомнением в том, что это действительно
возможно; как бы то ни было, он чувствовал, что должен это решить.
Он сказал себе: «Я знаю, что скорость луча света зависит от системы
отсчета. Что произойдет, если принять другую систему отсчета, кажется
понятным, но следствия этого весьма загадочны».
Акт II. Определяет ли свет состояние абсолютного покоя?
Приведут ли действия со светом к выводам, которые отличаются в этом
отношении от выводов, следующих из
248
механических операций? ¹ С точки зрения механики не существует
абсолютного покоя; с точки же зрения световых явлений он, по-видимому,
должен существовать. А как быть со скоростью света? В какой системе отсчета
я ее определяю? Тут-то и возникают затруднения. Определяет ли свет
состояние абсолютного покоя? Однако мы не знаем, находимся ли мы в
движущейся системе. Юный Эйнштейн пришел к мысли, что мы не можем
установить, находимся ли мы или нет в движущейся системе. Ему казалось, что
в природе нет «абсолютного движения». Центральным пунктом здесь стало
|