Navigation bar
  Print document Start Previous page
 241 of 302 
Next page End  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Динамика и логика продуктивного мышления
Я хотел бы продолжить рассказ об этом исследовательском экскурсе,
привести новые примеры и сообщить о тех дискуссиях, которые они вызвали.
Но здесь я должен остановиться. Я полагаю, что для начала будет достаточно и
этих нескольких примеров. В них, в конкретном способе их рассмотрения
читатель увидел некоторые шаги, направленные на уяснение проблемы,
методы углубления ее и основные черты нового подхода. Можно кратко
выделить отдельные моменты.
Во-первых, мы выяснили, какие именно процессы можно называть
подлинными, красивыми, ясными, продуктивными. Неверно, что люди не
любят думать подобным образом или вообще не способны к этому. Это один
из результатов, который заслуживает высокой оценки. Конечно, часто этому
препятствуют сильные внешние факторы, например слепые привычки,
определенные виды школьной муштры, предубеждения или личные интересы.
Во-вторых, мы показали действующие в этих процессах факторы и
операции — существенные для мышления, — которые не были поняты в
традиционных подходах или которые игнорировались в них. Сама природа
этих операций — группировки, центрирования, реорганизации и т. д.,
адекватных структуре ситуации (см. табл. III, с. 270),— чужда сущности
традиционных подходов и операций, которые они рассматривают.
В-третьих, описанные особенности и операции имеют характерную
природу: они не случайны, не хаотичны, а относятся к целостным
характеристикам, их функции связаны с такими характеристиками,
определяемыми структурными требованиями осмысленности ситуации. В
контексте эти элементы, данные, отношения и т. д. возникают и
функционируют как части целого в соответствии со своими местом и ролью и
в зависимости от одних и тех же динамических условий и требований.
269
В-четвертых, хотя в этом процессе и участвуют операции, рассматриваемые
в традиционных подходах (см. табл. I, Ia и II Введения, с. 32, 34, 35), они также
функционируют в связи с целостными характеристиками. Это существенно для
понимания того, как они входят в общую картину мыслительного акта.
В-пятых, эти процессы в целом не носят характера простой суммы,
конгломерата, последовательности отдельных, случайных событий,
ассоциаций, операций. Они отнюдь не произвольны по своей сути: несмотря на
Hosted by uCoz