возникает вспышка, озарение? Какие условия, установки благоприятствуют
или не благоприятствуют таким замечательным явлениям? Чем отличается
хорошее мышление от плохого? И наконец, как улучшить мышление? Свое
мышление? Мышление вообще? Допустим, нам нужно составить перечень
основных операций мышления как бы он выглядел? Чем, в сущности,
следует руководствоваться? Можно ли увеличить число таких операций
улучшить их и сделать тем самым более продуктивными?
Уже более двух тысяч лет многие лучшие умы в философии, логике,
психологии, педагогике пытаются найти ответы на эти вопросы. История этих
усилий, блестящих идей и огромного труда, затраченного на исследования и
творческое обсуждение, представляет собой яркую, драматическую картину.
Многое уже сделано. Внесен солидный вклад в понимание большого числа
частных вопросов. И в то же время в истории этих усилий есть что-то тра-
гическое. Сравнивая готовые ответы с реальными примерами блестящего
мышления, великие мыслители вновь и вновь испытывали тревогу и глубокое
разочарование, они чувствовали, что, хотя сделанное и обладает достоинства-
ми, оно, в сущности, не затрагивает сути проблемы.
И сегодня положение почти не изменилось. Во многих книгах эти вопросы
рассматриваются так, как будто все проблемы уже решены. Существующие
противоположные взгляды на природу мышления влекут за собой серьезные
последствия в отношении поведения и обучения. Наблюдая за учителем, мы
часто понимаем, сколь серьезными могут быть последствия таких взглядов на
мышление.
Хотя и встречаются хорошие учителя, обладающие вкусом к подлинному
мышлению, положение в школах часто является неудовлетворительным.
Действия учителей, характер преподавания, стиль учебников во многом
определяются двумя традиционными взглядами на при-
28
роду мышления: классической логикой и ассоциативной теорией. Оба взгляда
имеют свои достоинства. В какой-то степени они, по-видимому, адекватны
определенным типам процессов мышления, определенным видам его работы,
но в обоих случаях открытым остается вопрос, не является ли такой способ
понимания мышления серьезной помехой, не наносит ли он на самом деле
ущерб способным ученикам.
Эта книга написана, во-первых, потому, что традиционные взгляды
игнорируют важные характеристики процессов мышления, во-вторых, потому,
|