Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 302 
Next page End  

возникает вспышка, озарение? Какие условия, установки благоприятствуют
или не благоприятствуют таким замечательным явлениям? Чем отличается
хорошее мышление от плохого? И наконец, как улучшить мышление? Свое
мышление? Мышление вообще? Допустим, нам нужно составить перечень
основных операций мышления — как бы он выглядел? Чем, в сущности,
следует руководствоваться? Можно ли увеличить число таких операций —
улучшить их и сделать тем самым более продуктивными?
Уже более двух тысяч лет многие лучшие умы в философии, логике,
психологии, педагогике пытаются найти ответы на эти вопросы. История этих
усилий, блестящих идей и огромного труда, затраченного на исследования и
творческое обсуждение, представляет собой яркую, драматическую картину.
Многое уже сделано. Внесен солидный вклад в понимание большого числа
частных вопросов. И в то же время в истории этих усилий есть что-то тра-
гическое. Сравнивая готовые ответы с реальными примерами блестящего
мышления, великие мыслители вновь и вновь испытывали тревогу и глубокое
разочарование, они чувствовали, что, хотя сделанное и обладает достоинства-
ми, оно, в сущности, не затрагивает сути проблемы.
И сегодня положение почти не изменилось. Во многих книгах эти вопросы
рассматриваются так, как будто все проблемы уже решены. Существующие
противоположные взгляды на природу мышления влекут за собой серьезные
последствия в отношении поведения и обучения. Наблюдая за учителем, мы
часто понимаем, сколь серьезными могут быть последствия таких взглядов на
мышление.
Хотя и встречаются хорошие учителя, обладающие вкусом к подлинному
мышлению, положение в школах часто является неудовлетворительным.
Действия учителей, характер преподавания, стиль учебников во многом
определяются двумя традиционными взглядами на при-
28
роду мышления: классической логикой и ассоциативной теорией. Оба взгляда
имеют свои достоинства. В какой-то степени они, по-видимому, адекватны
определенным типам процессов мышления, определенным видам его работы,
но в обоих случаях открытым остается вопрос, не является ли такой способ
понимания мышления серьезной помехой, не наносит ли он на самом деле
ущерб способным ученикам.
Эта книга написана, во-первых, потому, что традиционные взгляды
игнорируют важные характеристики процессов мышления, во-вторых, потому,
Hosted by uCoz