I
II
В этих двух мелодиях три ноты и их интервалы идентичны как
«произвольные компоненты»; для слушателя (и певца) они совершенно
различны. В связи с обсуждаемым вопросом отметим только следующее:
ми в I тоника
ре-диез в I основной тон
соль в I малая терция
(фа-бемоль) в II
- повышение
тоники
(ми-бемоль) в II тоника
соль в II - большая терция
Музыкальная логика требует различной нотной записи двух тонов: в II
нельзя обозначить ми-бемоль как ре-диез (и наоборот).
301
И интервал между второй и третьей нотами в I является уменьшенной квартой,
а в II
увеличенной терцией! Функциональные различия весьма характерно
проявляются при варьировании (изменении высоты тона ноты и т. д. во время
пения).
Существенные различия между двумя этими мелодиями свидетельствуют
также о некоторых совершенно различных тонких характеристиках, но мы не
будем входить в дальнейшие детали.
(Вот еще один аналогичный по форме предыдущим пример. Сыграйте
сначала следующий мотив:
III
Затем возьмите после первой ноты си и в конце ми. Тогда вместо си-бемоль
следует написать ля-диез; а вместо ми-бемоль ре-диез; теперь первая нота
является уже не доминантой, а задержанным звуком, который разрешается в
доминанту; самая низкая нота является не тоникой, а основным тоном;
ведущий к ней интервал больше не терция, а уменьшенная кварта.)
Я провел несколько экспериментов со многими испытуемыми по решению
следующей задачи. Некоторые дети проявляли себя очень хорошо и иногда
находили решение после всего лишь минутного обдумывания; другим требо-
валась незначительная помощь. Однако некоторые, даже весьма умные и
образованные взрослые, действовали довольно странно и, пытаясь найти
простое решение, испытывали большие затруднения.
|