ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Школьный инспектор
Я повторяю то, что подчеркивал в гл. 1 (и в других местах): в любой
ситуации имеются элементы или черты, которые являются центральными в
структуре, и другие элементы, которые таковыми не являются, будучи перифе-
рическими, изменчивыми. Например, абсолютные длины вспомогательных
линий параллелограмма связаны со структурной взаимосвязью не больше, чем
цвет параллелограмма.
Увидеть, постичь, понять, что является структурно центральным, а что нет,
вот самое главное во всех случаях мышления. В разделе 14 гл. 1 мы привели
пример, когда испытуемым была высказана гипотеза (что последовательные
произведения возрастают на единицу), не имевшая ничего общего со
структурой, подразумеваемой в задаче.
Чтобы пояснить этот вопрос, я приведу пример совершенно иного рода.
Говорят, что эти события произошли в маленькой деревушке в Моравии во
времена старой Австрийской империи. Однажды сюда приехал инспектор ми-
нистерства просвещения. Проведение таких периодических проверок школ
входило в его обязанности. Понаблюдав за классом, он в конце урока встал и
сказал: «Дети, я рад был видеть, что вы хорошо занимаетесь. У вас хороший
класс. Я удовлетворен вашими успехами. И вот, прежде чем уехать, я хочу
задать вам один вопрос: «Сколько волос у лошади?» К удивлению учителя и
инспектора, один девятилетний мальчик очень быстро поднял руку. -Мальчик
сказал: «У лошади 3571962 волоса». Инспектор с удивлением спросил: «А
откуда ты знаешь, что это точное число?» Мальчик ответил: «Если вы не
верите мне, можете сосчитать сами». Инспектор разразился громким смехом,
искренне радуясь ответу мальчика. Когда учитель провожал его к двери, он,
все еще от души смеясь, сказал: «Какая забавная история! Я должен рассказать
ее своим кол-
306
легам по возвращении в Вену. Я уже предвижу, как они воспримут ее; ничто не
радует их так, как хорошая шутка». И с этим он уехал.
Прошел год, инспектор снова приехал в ту же сельскую школу с
ежегодным визитом. Когда учитель провожал его к двери, он остановился и
сказал: «Между прочим, господин инспектор, как понравилась вашим коллегам
история с лошадью и количеством волос у нее?» Инспектор похлопал учителя
|