Разумнее в следующий раз прицелиться так, чтобы попасть в точку 2 или 3,
корректируя прицел на основании отклонения и таким образом продолжая
приближаться к цели.
Мы вскоре замечаем, что дети, решая задачу с кубиками или с длинной
палкой, склонны фокусировать свое внимание примерно на середине.
Естественно, что при произвольном введении какого-нибудь скрытого
фактора возникают трудности. Но даже в экспериментах с такой измененной
палкой часто встречаются разумные действия (например, в случае, когда в ка-
ком-то месте палки находится свинец). Но то, что ребенок научился успешно
действовать в такой ситуации, может не привести к осмысленным попыткам в
других случаях, когда свинец может находиться в каком-нибудь другом месте,
поскольку оно является совершенно произвольным.
Если, однако, внешний вид объекта свидетельствует о явной асимметрии,
как, например, на следующих рисунках, то ситуация оказывается совершенно
иной.
Рис. 183
В этом случае с самого начала отсутствует тенденция схватить палку точно
посередине, дети склонны скорее каким-то образом компенсировать
асимметрию.
Следует различать случаи, когда ребенок руководствуется какой-нибудь
внешней произвольной связью, и случаи, когда его действия соответствуют
разумной корреляции факторов. Если, к примеру, ребенок обучен держать
палку за середину, где расположено красное пятно, или в том случае, когда
одна половина палки окрашена в красный цвет, а другая в зеленый,
в
месте, где меняются
325
цвета, то ситуация становится с теоретической точки зрения двусмысленной.
Но здесь мы можем ввести вариации и посмотреть, что произойдет.
Рис. 184
|