Navigation bar
  Print document Start Previous page
 81 of 302 
Next page End  

разрезать какой-нибудь лист бумаги. Иногда это помогает (например, когда я
показываю ножницы после некоторого периода колебаний у ребенка, после
некоторых замечаний, свидетельствующих о том, что ребенок почувствовал
структурные требования).
Но в некоторых случаях это не помогает. Ребенок смотрит на ножницы,
потом — опять на чертеж. Видя их рядом, он явно начинает испытывать какое-
то беспокойство, но ничего не предпринимает.
1
См.: Maier N. R. F. Reasoning in humans: The solution of a problem and its appearance in
consciousness.—"Journal of Comparative Psychology", 1931, vol. 12, p. 181—194.
89
Я усиливаю «помощь». «Не хочешь ли ты взять ножницы и разрезать
фигуру?» В ответ ребенок иногда бессмысленно смотрит на меня: он,
очевидно, не понимает, что я имею в виду. Иногда дети начинают покорно раз-
резать фигуру тем или иным способом:
Рис. 36
Бывает, что ребенок вслед за этим начинает составлять из двух частей другой
параллелограмм...
Рис. 37
В каких же случаях помогает предъявление ножниц, а в каких — не
помогает? Мы видим, что предъявление ножниц и их обычное употребление
сами по себе не оказывают никакой помощи; они могут привести к совершенно
нелепым и слепым действиям. Короче говоря, они, видимо, помогают в том
случае, если ребенок уже начинает осознавать структурные требования задачи
или если они проясняются с помощью ножниц ¹; последние почти не помогают
в тех случаях, когда испытуемый не осознает структурные требования, когда
он не рассматривает ножницы в связи с их функцией, их ролью в данном
контексте, в связи со структурными требованиями самой ситуации. В таких
случаях ножницы являются лишь еще одним предметом наряду с другими.
Hosted by uCoz