Navigation bar
  Print document Start Previous page
 83 of 302 
Next page End  

91
с другой, то в нашем случае, по-видимому, следует учитывать не просто
прошлый опыт, но его характер и то, как он согласуется со структурными
требованиями задачи.
Введение «помощи» дает в руки экспериментатора такое техническое
средство, которое помогает ему прийти к пониманию происходящих
процессов. Иногда полезнее давать другие задачи, которые в отдельных
деталях могут быть даже более сложными и непривычными, но имеют более
прозрачную, более ясную структуру, как, например, некоторые из наших А
В-пар задач. В таких случаях у испытуемых иногда наступает озарение, они
возвращаются к первоначальной задаче и находят ее реше-|ние. Однако они
могут остаться слепыми, несмотря на «помощь», которая фактически содержит
именно то, что им необходимо ¹.
Результаты таких экспериментов свидетельствуют, видимо, о том, что
следует рассматривать помощь в ее функциональном значении, в зависимости
от ее места, роли и функции в рамках требований ситуации.
Теперь становятся понятным, почему иногда можно в качестве подсказки
провести одну, две или даже все три вспомогательные линии, и это тем не
менее не оказывает никакой помощи. Ребенок, который не понимает их роли и
функции, может счесть их дополнительными усложнениями, непонятными
добавлениями. В результате ситуация может стать еще более сложной. Сами по
себе линии могут не пролить свет на задачу.
И разве описанный в начале этой главы урок не был крайним примером
такой процедуры? Учитель точно и ясно показал все необходимые элементы;
он тренировал учеников, начиняя их знаниями, полученными рутинными
способами, но так и не добился ни действительного понимания, ни умения
действовать в измененных ситуациях.
Нельзя подменять осмысленный процесс рядом заученных связей, даже если
в результате ученики и смогут повторить и проделать то, чему их обучили.
Потому что тогда потребовались бы дополнительные упражнения для
заучивания этих возможных вариаций самих ситуаций, то есть АВ-случаев.
Необходимо было бы время от времени формировать у них новые типы А-
реакций. Ут-
1
См. М a i е г N. R. F. Op. cit.
92
верждение, что осмысленный процесс можно заменить рядом ассоциаций,
Hosted by uCoz