Navigation bar
  Print document Start Previous page
 103 of 541 
Next page End  

Социально-
эмоциональная сфера:
позитивные реакции
A
1. 
Проявляет солидарность,
поддерживает других, помогает,
поощряет
2. 
Чувствует себя свободно, шутит,
смеется, проявляет удовлетворение
3. 
Соглашается, пассивно повинуется,
понимает, уступает другим
Сфера решения
задачи: попытки найти
ответы
B
4. 
Советует, указывает, учитывая
автономию других
5. 
Высказывает мнение, оценивает,
анализирует, выражает чувства, желания
6. 
Ориентирует, информирует,
повторяет, объясняет, подтверждает
Сфера решения
задачи: вопросы
C
7. 
Просит ориентировать,
информировать, повторить, подтвердить
8. 
Спрашивает о чужом мнении, оценке,
выражении чувств по поводу своего
поведения
9. 
Просит предложений, указаний о
возможных путях действий
Социально-
эмоциональная сфера:
негативные реакции
D
10. 
Не соглашается, пассивно отвергает,
действует формально, не оказывает
помощи
11. 
Проявляет напряженность, просит о
помощи, уклоняется от совместных
действий
12. 
Проявляет антагонизм, унижает
других, защищает или утверждает себя
a b c d e f
Рис. 15. Система категорий, используемых при наблюдении за процессами взаимодействия в
группе (по Бейлзу).
В тех случаях, когда используется ряд категорий, в соответствии с которыми фиксируются
реакции индивидов, наблюдение называется стандартизированным (или структурным). Порой такая
исследовательская техника называется контролируемым наблюдением. Главное отличие этой техники
от наблюдения неконтролируемого состоит в том, что в последнем случае исследователь
руководствуется лишь самым общим планом. При этом главная исследовательская задача — получить
впечатление о той или иной ситуации в целом. Поэтому неконтролируемое наблюдение обычно
используется на начальных стадиях исследования с целью уточнения темы, выдвижения гипотез,
определения возможных типов поведенческих реакций для последующей
их стандартизации.
Контролируемое наблюдение, наоборот, обычно используется как основной метод сбора первичной
информации.
Главный недостаток метода наблюдения (особенно в лабораторных ситуациях) состоит в том,
что присутствие исследователя влияет на поведение изучаемых им лиц. Это обстоятельство надо
принимать в расчет при регистрации и интерпретации данных, собранных подобным образом. Чтобы
минимизировать влияние наблюдателя, иногда испытуемые помещаются в специальную комнату с
односторонним видением (метод Гезелла). Такая комната хорошо освещена и отделена большим
зеркалом без закрашенной амальгамы от другой комнаты, погруженной в темноту, где находится
наблюдатель. Испытуемые видят лишь зеркало, а наблюдатель может видеть все, что
происходит в
освещенной комнате. Скрытые в ней микрофоны позволяют также воспринимать слова и шумы.
Особыми преимуществами обладает наблюдение в естественной среде (полевое). При этом
люди, выступающие объектами наблюдения, заняты своей повседневной деятельностью, не подозревая
о проявлении к ним исследовательского внимания. Например, наблюдение за ходом митинга может
Hosted by uCoz