и стиль повседневного общения, отношение к труду, выраженное в поступках, а не в словесных
заявлениях и т. п. Материалы включенного наблюдения позволили подтвердить и уточнить гипотезы
исследования, выдвинуть ряд дополнительных. Они также использовались при разработке вопросника
для интервью, куда были включены тестовые и ситуационные вопросы, учитывающие конкретную
обстановку.
Наряду с очевидными преимуществами включенного наблюдения, дающего исследователю
возможность посмотреть «изнутри» на изучаемую им совокупность лиц, нельзя не отметить и
возникновения существенных проблем при использовании этого метода. Прежде всего здесь требуется
определенное искусство со стороны наблюдателя, который должен естественным образом, не вызывая
никаких подозрений, войти в круг изучаемых им людей. При этом возникает опасность непроизвольной
идентификации наблюдателя с позициями исследуемой популяции. Иначе говоря, наблюдатель может в
такой степени вжиться в роль члена изучаемой группы, что рискует стать скорее ее сторонником,
нежели беспристрастным исследователем. Использование включенного наблюдения порождает
определенные моральные проблемы. С этической точки зрения считается весьма уместным для
наблюдателя по окончании исследования раскрыть свою подлинную научную роль (Алексеев).
Основное достоинство метода наблюдения состоит в том, что он позволяет получать сведения о
реальном поведении людей в тот самый момент, когда данное поведение осуществляется.
Ограниченность этого метода обусловлена невозможностью проводить наблюдение (тем более
стандартизированное) за большими группами лиц. Кроме того, использование наблюдения требует
больших затрат времени. Обычно этот метод в социально-психологическом исследовании применяется
в сочетании с другими методами сбора первичной информации.
Методы опроса. Опросы относятся к числу наиболее распространенных методов сбора
первичной информации в социально-психологических исследованиях. Цель опроса состоит в получении
информации об объективных и (или) субъективных (мнения, настроения) фактах со слов опрашиваемых
(респондентов).
Сбор первичной информации путем опросов получил сравнительно широкое распространение
среди социологов, экономистов, этнографов и психологов еще в прошлом веке. Все разнообразие
методов опроса можно свести к двум основным типам: 1) опрос «лицом к лицу» интервьюирование;
2) заочный опрос анкетирование.
Интервью представляет собой вербальное взаимодействие, в котором один человек (интервьюер)
стремится получить информацию от другого человека (опрашиваемого, респондента) или группы лиц. В
случае применения группового интервью несколько человек обсуждают поставленные интервьюером
вопросы. Такое интервью обычно используется как способ сбора информации о мнениях, настроениях,
установках группы в целом и может служить источником гипотез.
Анкета вопросник, составленный определенным образом в соответствии с целями
исследования. Используемая в заочном опросе анкета предназначена для самостоятельного заполнения
и распространения по почте, через массовую печать, с помощью специальных людей анкетеров.
Одним из первых обратился к анкете в психологическом исследовании Гальтон с целью
изучения происхождения умственных качеств и условий развития ученых. На вопросы его подробной
анкеты ответили 100 крупнейших английских ученых второй половины XIX века. Полученные данные
были проанализированы и изложены Гальтоном в монографии «Английские люди науки, их природа и
воспитание». Пионерами применения анкетного метода в психологии являлись также Бине во Франции
и Холл в США, основные работы которых относятся к концу XIX началу XX вв. Бине прибегал к
анкетированию для исследования интеллекта детей, а Холл для изучения психологических
особенностей детского и юношеского возраста. В это же время анкетный опрос как метод
психологических и педагогических исследований стал применяться и в России.
Устный опрос является методом, традиционным для психологических исследований, и издавна
используется психологами различных научных школ и направлений. Во всяком случае, даже
исследователи, старающиеся базировать свои выводы на экспериментальных данных, порой вынуждены
в той или иной мере прибегать к получению дополнительной информации со слов испытуемых.
Обширная практика использования опросов в разнообразных формах показывает, что они дают
исследователю информацию, которую невозможно получить иным образом. Однако опросам как
методам сбора первичной информации свойственна и известная ограниченность. Их данные во многом
основаны на самонаблюдении опрашиваемых. Они нередко свидетельствуют, даже при условии полной
искренности со стороны опрашиваемых, не столько об их подлинных мнениях и настроениях, сколько о
том, какими они их изображают. В то же время существует множество таких социально-
|