называется формальной.
Если формальная структура группы определяется внешними факторами, то неформальная
внутренними. Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или
иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в
неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить свои потребности в общении,
объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении. Неформальные
связи возникают и развиваются спонтанно, по мере того, как индивиды взаимодействуют друг с другом.
На основе таких связей образуются неформальные группы, например, компания друзей или
единомышленников. В этих группах люди совместно проводят время, занимаются спортом, охотой и т.
п.
Возникновению неформальных групп может способствовать пространственная близость
индивидов. Подростки, живущие в одном дворе или близлежащих домах, могут составить
неформальную группу, потому что постоянно встречаются друг с другом, имеют общие интересы и
проблемы. Принадлежность индивидов к одним и тем же формальным группам облегчает
неформальные контакты между ними и также способствует образованию неформальных групп.
Рабочие, выполняющие одни и те же операции в одном и том же цехе, чувствуют психологическую
близость, потому что имеют много общего. Это приводит к зарождению солидарности и
соответствующих неформальных взаимосвязей.
Образуя группы, люди нередко очень дорожат своим членством в них. Группы обеспечивают
удовлетворение тех или иных потребностей общества в целом и каждого из его членов в отдельности.
Американский социолог Смелзер выделяет следующие функции групп: 1) социализации; 2)
инструментальную; 3) экспрессивную; 4) поддерживающую.
Социализацией называется процесс включения личности в определенную социальную среду и
усвоение ее норм и ценностей. Человек, подобно высокоорганизованным приматам, только в группе
может обеспечить свое выживание и воспитание подрастающих поколений. Именно в группе, прежде
всего в семье, индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков. Первичные
группы, в которых пребывает ребенок, способствуют его включению в систему более широких
социальных связей.
Инструментальная функция группы состоит в осуществлении той или иной совместной
деятельности людей. Многие виды деятельности невозможны в одиночку. Конвейерная бригада, отряд
спасателей, хореографический ансамбль все это примеры групп, играющих инструментальную роль в
обществе. Участие в таких группах, как правило, обеспечивает человеку материальные средства к
жизни, предоставляет ему возможности самореализации.
Экспрессивная роль групп состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении
и доверии. Эту роль выполняют часто первичные неформальные группы. Будучи их членом, индивид
получает удовольствие от общения с психологически близкими ему людьми.
Поддерживающая функция группы проявляется в том, что люди стремятся к объединению в
трудных для них ситуациях. Они ищут психологической поддержки в группе, чтобы ослабить
неприятные чувства. Ярким примером этого могут служить эксперименты американского психолога
Шахтера. Сначала испытуемых, в качестве которых выступали студенты одного из университетов,
разделили на две группы. Членам первой из них сообщили, что они будут подвергнуты сравнительно
сильному удару электрического тока. Членам второй группы сказали, что их ожидает очень легкий,
похожий на щекотку, удар электрического тока. Далее всем испытуемым задавали вопрос, как они
предпочитают ожидать начала эксперимента: в одиночку или вместе с другими его участниками?
Обнаружилось, что примерно две трети испытуемых первой группы высказали желание находиться
вместе с другими. Во второй группе, наоборот, примерно две трети испытуемых заявили, что им
безразлично, как ожидать начала эксперимента, в одиночку или с другими. Итак, когда человек
встречается с каким-либо угрожающим фактором, то группа может предоставить ему ощущение
психологической поддержки или утешения. К такому выводу пришел Шахтер. Перед лицом опасности
люди стремятся психологически приблизиться друг к другу. Поддерживающая функция группы может
ярко проявляться в ходе сеансов групповой психотерапии. При этом иногда человек психологически
настолько сближается с
другими членами группы, что его вынужденный уход (по окончании курса
лечения) тяжело им переживается.
Размер группы и ее структура. Одним из важных факторов, определяющих свойства группы,
является ее размер, численность. Большинство исследователей, говоря о численности группы, начинают
с диады соединения двух лиц. Иную точку зрения высказывает польский социолог Щепаньский,
|