Глава 11. Теоретикометодологические основы клинической психологии
Общая характеристика клинической психологии. В связи с социально-политическими
изменениями в России и устранением идеологических барьеров в последнее десятилетие возник вопрос
о сближении отечественной и мировой психологии, что потребовало, в частности, пересмотра понятий
«медицинская» и «клиническая» психология.
Клиническая психология как организация исследователей и практиков представлена
Американской ассоциацией клинической психологии с 1917 г., а в немецкоязычных странах с
середины XIX века. В международном руководстве по клинической психологии под общей редакцией
Перре и Бауманна приводится следующее ее определение: «Клиническая психология это частная
психологическая дисциплина, предметом которой являются психические расстройства и психические
аспекты соматических расстройств (болезней). Она включает следующие разделы: этиологию (анализ
условий возникновения расстройств), классификацию, диагностику, эпидемиологию, интервенцию
(профилактику, психотерапию, реабилитацию), охрану здоровья, оценку результатов». В англоязычных
странах кроме понятия «клиническая психология» в качестве синонима используется термин
«патологическая психология» (Abnormal Psychology).
Шрамль одним из первых в немецкоязычных странах предложил понимать клиническую
психологию шире, чем просто психологию в клинике: «Клиническая психология это применение
знаний, техник и методов основных психологических специальностей, а также смежных с ними
дисциплин, таких как глубинная психология, социология и социальная педагогика в широком
клиническом поле: от консультационных бюро и специализированных воспитательных учреждений до
больниц».
Наряду с клинической психологией в университетах ряда западных стран преподается и
медицинская психология. Содержание ее может быть разным. Оно включает применение знаний и
методов психологии для решения проблем
медицины (прежде всего связанных с пациентом и
взаимоотношениями «врач пациент»). В более широком смысле к ней относят предупреждение
болезней (профилактику) и охрану здоровья. В других случаях медицинская психология (поведенческая
медицина) исследует психические аспекты соматических расстройств.
В нашей стране специальность «клиническая психология» (022700) утверждена Министерством
образования Российской Федерации в 2000 г. (приказ ¹ 686). В соответствии с государственным
образовательным стандартом клиническая психология специальность широкого профиля, имеющая
межотраслевой характер и участвующая в решении комплекса задач в системе здравоохранения,
народного образования и социальной помощи населению.
Деятельность клинического психолога направлена на повышение психических ресурсов и
адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического развития, охрану здоровья,
профилактику и психологическую реабилитацию.
Объектом клинической психологии является человек с трудностями адаптации и
самореализации, связанными с его физическим, социальным и духовным состоянием.
Предметом профессиональной деятельности клинического психолога являются психические
процессы и состояния, индивидуальные и межличностные особенности, социально-психологические
феномены, проявляющиеся в различных областях человеческой деятельности.
Клинический психолог в указанных выше областях выполняет следующие виды деятельности:
диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную,
консультативную, научно-исследовательскую и некоторые другие.
Взаимосвязь клинической психологии с другими науками. Любая наука развивается во
взаимодействии с другими науками и под их влиянием. В этом переплетении различных наук и
отраслей друг с другом в полной мере отражаются обусловленные научно-технической революцией
взаимосвязанные тенденции: к выделению в самостоятельные области знаний, с одной стороны, и с
другой, интегративные тенденции, приобретающие в настоящее время ведущую роль и
заключающиеся в активном использовании новыми отраслями пограничных дисциплин. Эти
взаимодействия могут быть «горизонтальными», примером чего является клиническая психология как
одна из психологических дисциплин. Но большее значение, как считает Платонов, имеют
«вертикальные» взаимодействия, например, клинической психологии с философией. Философия шире
методологии конкретной науки, которую она включает как философское учение о методах познания и
|