в процессах ее развития и распада, реабилитационная нейропсихология накопила большой опыт
восстановительной работы при последствиях черепно-мозговых травм, при различных расстройствах
речи, в сфере дефектологии, занимающейся проблемами воспитания и обучения, а также коррекцией
недостатков умственно отсталых детей и их социальным приспособлением. Существенную роль
реабилитационные мероприятия играют и при врожденных или приобретенных дефектах зрения и
слуха.
Спектр приемов, которыми пользуется реабилитационная нейропсихология, включает
разнообразные системы воспитания, обучения и активации ослабленных психических или двигательных
функций, тренировки на формирование или укрепление сенсорно-перцептивных аппаратов, внимания,
моторики, разработку режимов игровой, учебной или трудовой деятельности, подбор стимульного
материала, разработку способов психологической диагностики и контроль за эффективностью
восстановления функции или компенсации дефекта, возникшего в связи с мозговыми расстройствами.
Психофизиологическая нейропсихология отвечает за исследование психических процессов с
помощью объективных методов, использующих для анализа физиологические показатели. Это
механограмма, миограмма, плетизмограмма, электроэнцефалография (ЭЭГ), позволяющая в результате
современной компьютерной обработки получать представления о ее «карте».
Помимо традиционных, в клинических условиях используются такие уточняющие локализацию
поражения методы, как магнитно-резонансная томография, позитронно-эмиссионная томография и др.
К числу специальных приемов относятся метод вызванных естественной стимуляцией потенциалов и
стереотаксические эксперименты с прицельным погружением тончайших электродов в отдельные
нейроны. В клинике это позволяет с помощью вводимых радиоактивных веществ уничтожать
патологические очаги в глубине мозга или функционально «переучивать» группы нейронов.
Четких границ между указанными направлениями не существует, а новый методический арсенал
и теоретические выводы, рожденные в рамках одного из них, становятся достоянием других.
Общие принципы функционирования мозга человека
Психофизиологическая и психическая работа мозга как системы подчиняется определенным
принципам и законам, требующим введения ряда специальных понятий и категорий. Реализуемые на
разных уровнях функционирования центральной нервной системы (ЦНС), эти принципы и законы
являются обязательными для анализа и интерпретации тех или иных нарушений, возникающих при
локальных поражениях мозга.
Существенную роль в понимании последовательности фаз становления высших психических
функций сыграла культурно-историческая теория развития функций, разработанная Выготским и
развитая в трудах Лурия и Леонтьева.
При анализе основных теоретических тенденций, существовавших в психологии первой трети
XX в., было обращено внимание на то, что над каждой относительно элементарной функцией
надстраивается своеобразный «второй этаж» высших функций: над механической памятью
логическая, над непроизвольным вниманием произвольное, над воспроизводящим воображением
творческое, над образным и ассоциативным мышлением понятийное и целенаправленное, над
низшими чувствами высшие и т. п. Однако связь этих двух уровней не выяснялась и они
рассматривались как структурно рядоположенные и функционально не связанные. Возникновение
отдельных высших психических процессов нередко приурочивалось к какому-либо возрастному
периоду, без объяснения того, почему оно оказалось возможным именно в данный период и как именно
возник и стал развиваться тот или иной процесс. Особенно гибельно, по мнению Выготского, такая
постановка вопроса о высших психических функциях (ВПФ) отражалась на детской психологии.
В противовес подобной позиции был выдвинут как важнейший для психологии исторический
принцип понимания психических процессов, то есть принцип неразрывной их связи с воздействиями
социальной среды. В соответствии с этим принципом, поведение культурного взрослого человека
является результатом двух различных процессов: биологической эволюции животных и исторического
развития человечества. В филогенезе оба эти процесса представлены как самостоятельные и
независимые линии развития, но в онтогенезе они слиты воедино, так как ребенок сразу после рождения
находится под определяющим воздействием окружающей его социальной среды. Новая, собственно
человеческая система поведения формируется при наличии определенной биологической зрелости, но
без изменения биологического типа человека. ВПФ представляют собой то, чем становятся низшие
функции под воздействием культуры. Этим определяется необходимость изучения психических
|